Все существующее делится на три категории

PPP1. أَزَلِيٌّ أَبَدِيٌّ Существующий без начала и бесконечно. Это только Аллаh Всевышний. Отсюда следует, что философы, которые говорили, что этот мир существует без начала – неверующие, поскольку Вечность без начала присуща только Богу.

2. لا أَزَلِيٌّ أَبَدِيٌّ Существующее, имеющее начало, но не имеющее конца. Это Рай и Ад. Они созданы, имеют начало, но не имеют конца, т.к. Бог хотел, чтобы они существовали бесконечно. А что касается подтверждения разума относительно их бесконечного существования, то возможно представить, что все, что имеет начало – имеет и конец.

3. لا أَزَلِيٌّ ولا أَبَدِيٌّ Существующее, имеющее начало и конец. Это все, что входит в этот мир. Например, небеса или земли. Их исчезновение неизбежно, как неизбежно исчезновение всего того, что в них находится (людей, джиннов или ангелов).

ВЕЧНОСТЬ БОГА НЕ СВЯЗАНА СО ВРЕМЕНЕМ

Аллаh существовал вечно, и не было времени, места, тьмы или света. Аллаh создал все и Он не подобен созданным ни в Сущности, ни в Сыфатах (Атрибутах), ни в Действиях. Если бы Бог был подобен Своим созданиям, то не был бы их Создателем.

Важно помнить, что Сыфаты Бога вечны: не имеют ни начала, ни конца. Отмечая важность этой темы, имам Абу Ханифа в книге «Аль-Уасыйя» («Завещание») писал:

مَنْ قَالَ بِحُدُوثِ صِفَاتِ اللهِ أَوْ شَكَّ أَوْ تَوَقَّفَ، فَهُوَ كَافِرٌ

«Кто говорит, что Сыфаты Бога появились после небытия, а также кто имеет сомнение в этом вопросе или же воздерживается от подтверждения убеждения о вечности Сыфатов Аллаhа, тот – неверующий».

Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий Ас-Саляфий сказал:

وَمَنْ وَصَفَ اللهَ بِمَعْنًى مِنْ مَعَانِي الْبَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ

«Кто придает Богу хотя бы одно из человеческих свойств, тот – неверующий»

Такие качества, как «сидеть», «утвердиться» или «вознестись» не достойны Величия Аллаhа, поскольку являются свойствами созданных. В отношении Аллаhа они отвергаются, потому что «нет ничего подобного Аллаhу». Чтобы сидеть, необходимо иметь то, посредством чего можно сидеть (то есть определенную часть тела), но Аллаhу не приписывается ни одна из частей тела или органы.  Кроме того, тот, кто сидит, обязательно имеет две части – верхнюю и нижнюю, а тот, кто имеет части, является телом.

Необходимо изгонять любые мысли (в том числе те, которые возникают в голове не по нашей воле), ведущие к сравнению Аллаhа с созданными. Аллаh превыше чувств, боли, усталости или наслаждения. К кому относятся такие состояния, тот создан, ведь эти состояния – изменяющиеся. 

 

Чтобы не попасть в такой вид неверия, как уподобление, следует придерживаться правила, сформулированного учеными:

«Ни на что из того, что ты можешь представить себе, Аллаh не похож»

Имам Зуннун Аль-Мысрий, Имам Ахмад ибн Ханбаль

 

 

Передал имам Аль-Кушайрий в книге «Ар-Рисаляту Аль-Кушайрийя ли-Аби Аль-Касим Аль-Кушайрий» о том, что имам ‘Али сказал: 

لاَ يُقَالُ: "أَيْنَ" لِمَنْ أَيَّنَ الأَيْنَ

«Не говорят “айна” (где), о Том, Кто создал аль-айн (место)»

Сказал Имам Аш-Шафи‘ий: «Кто стремился познать Создателя и дошел до того, что стал придавать Аллаhу образ, тот – мушаббиh (приписывающий Аллаhу подобие). А кто отрицает существование Аллаhа тот – атеист. Тот же, кто признал существование Аллаhа и то, что невозможно постичь Его Сущность, тот – верующий в Единого Аллаhа».

Наставление по этому вопросу дал сподвижник Пророка, мир Ему, Ибн ‘Аббас: «Размышляйте о созданиях Аллаhа и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности», поскольку известно от ученых, что «никто не знает Сущности Аллаhа, кроме Самого Аллаhа».