Значение первого Свидетельства Ислама

Значение первого Свидетельства Ислама:

أَشْهَدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ اللهُ
/Ашhаду алля иляhа илля-ллаh/

«Я свидетельствую[1], что никому нельзя поклоняться кроме Аллаhа, поскольку никто не достоин наивысшей степени смирения и покорности кроме Него, Одного-Единственного и Единого Создателя, Вечного без начала и без конца, Живого, не нуждающегося ни в ком и ни в чем, Дарующего, Всезнающего и Всемогущего, делающего все, что Он хочет. Что хотел[2]Аллаh – было, чего не хотел – не было. Нет сохранности от попадания в грех и нет силы для соблюдения обязанностей кроме как от Него. Ему присущи самые величественные Cыфаты[3], достойные только Его, и Он превыше всех недостатков.

Нет ничего подобного Ему. Он – Всеслышащий и Всевидящий. Аллаh Вечен, а все, кроме Него, имеет начало. Аллаh – Создатель, а все существующее, кроме Него, создано Им. Все одушевленное и неодушевленное – от малейшей частицы до Аль-‘Арша[4]; каждое действие созданных – движение, покой, намерения, а также произвольные и непроизвольные мысли, – все создано Аллаhом, и никто этого, кроме Аллаhа, не создал. Ни природа, ни какая-либо причина не являются создателем. Всё появилось в бытие по Его Воле, Его Могуществу и Определению, по Его Вечному Знанию. Аллаh дал всему бытие. Сказано Им:

(وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ)

/уа халяка кулля щай`/

(Сура 25 «Аль-Фуркан», Аят 2),

это означает, что Аллаh создал все, Аллаh – Единственный Создатель.

Сказано в Кур`ане:

(هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ الله)

/hаль мин халикын гайру-ллаh/

(Сура 35 «Фатыр», Аят 3).

Это означает, что кроме Аллаhа нет создателя.

Имам Ан-Насафий говорил:

فَإذَا ضَرَبَ إنْسَانٌ زُجَاجًا بِحَجَرٍ فَكَسَرَهُ، فَالضَّرْبُ وَالكَسْرُ وَالانْكِسَارُ بِخَلْقِ اللّهِ تَعَالى، فَلَيْسَ لِلْعَبْدِ إلاّ الكَسْبُ، وَأمَّا الخَلْقُ فَلَيْسَ لِغَيْرِ الله
/Фа иза дароба инсанун зуджяджян бихаджярин факясараhу, фаддарбу уаль-кясру уаль-инкисару бихалькылляhи та‘аля, фаляйса лиль-‘абди илляль-кясбу, уа аммаль-хальку фаляйса лигайрилляh/

«Когда человек бросил камень в стекло и разбил его, то следует понимать, что и бросок, и удар, и разбивание стекла созданы Аллаhом: человек только приобретает свое действие, а творить, кроме Аллаhа, никто не может».

Сказано в Священном Кур`ане:

(لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ)
/ляhа ма кясабат уа ‘аляйhа мактасабат/

(Сура 2 «Аль-Бакара», Аят 286).

Это означает, что человек получит вознаграждение от Аллаhа за то, что приобрел из добра, и ответит за то, что приобрел из зла. Речь Аллаhа Вечна, она не меняется, как и все Его Cыфаты, так как Аллаh не похож на созданных, не подобен им ни в Сущности, ни в Действиях, ни в Cыфатах. Хвала Аллаhу, Который превыше любых недостатков, приписываемых Ему угнетателями[5] (то есть кяфирами)!

Все вышесказанное подтверждают тринадцать из Cыфатов Аллаhа, которые упомянуты в Кур`ане словесно или по смыслу:

¨      Существование (الوُجُود),

¨      Единственность (الوَحْداَنِيَّة),

¨      Вечность без начала (القِدَم),

¨      Бесконечность (البَقَاء),

¨      Существующий Сам по Себе – Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем (القِيَامُ بِنَفْسِهِ),

¨      Всемогущество (القُدْرَة),

¨      Воля (الإِرَادَة),

¨      Всезнание (العِلْم),

¨      Всеслышание (السَّمْع),

¨      Всевидение (البَصَر),

¨      Жизнь (الحَيَاة),

¨      Речь (الكَلام),

¨      Отличие от созданных (المُخَالَفَةُ لِلْحَوَادِث).

Эти Cыфаты многократно упоминаются в религиозных источниках (Священном Кур`ане и Хадисах Пророка, мир Ему), поэтому ученые постановили, что знать их значение обязан каждый мукалляф.

И поскольку несомненно то, что Аллаh Вечен, то отсюда следует понимать, что Его Cыфаты обязательно вечные, так как кому присущ созданный сыфат, тот сам является созданным.

 


[1] В арабском языке слово «ашhаду» включает в себя значение: «знаю, верю и подтверждаю языком», но это не означает, что все эти слова надо произносить.

[2] Это означает, что все происходит по Воле Аллаhа, но это не означает «желание».

[3] Атрибуты.

[4] Самый большой объект, созданный Аллаhом. Аль-‘Арш является потолком Рая.

[5] Угнетатель – согласно Шари‘ату это тот, кто использует то, что даровал Аллаh, на пути греха (в данном случае имеется в виду неверующий – кяфир).