Сколько учителей может быть у мусульманина?

SHejh-Abdullah-al-Harrari-_Livan_

Шейха Абдуллаhа спросили : Говорят, что у одного мусульманина могут быть тысячи учителей (шейхов), но духовный наставник должен быть один. Действительно ли это так?»

Шейх'Абдуллаh ответил: Да, действительно, мусульманин может посещать сколько угодно благочестивых теологов Ислама для получения знаний и благословения, а шейх-воспитатель (муршид) лучше, чтобы был один.

Лучше иметь одного наставника, подобно тому, как больному лучше посещать одного лечащего врача, который досконально изучил состояние здоровья своего пациента, назначил лечение, и наблюдает за процессом выздоровления. Если больной будет одновременно лечиться у разных врачей, то у каждого из них будут свои подходы, которые могут противоречить друг другу. Поэтому, чтобы выздороветь, ему следует выполнять рекомендации одного врача. Точно так же, если человек желает достичь успеха в духовном развитии, то ему лучше следовать рекомендациям одного наставника.

Духовный наставник - это не просто учитель, который дает знания, а старается развить духовность ученика, исправить его ошибки и довести до вершин благочестия. Муршид постепенно исправляет своего ученика (мурида), следит за его поведением, указывает на его недостатки и помогает от них избавиться. И со временем ученик, который следовал советам наставника, может достичь степени святости, то есть стать одним из аулия.

Однако, если у человека есть один духовный наставник, то это не означает, что он не может обращаться к другим достоверным теологам за знаниями. Мусульманин имеет право учиться Религии одновременно у большого количества

учителей. Например, у великого имама Ибн 'Асакира было 1000 учителей, из которых 300 - женщины. В получении знаний от многих учителей есть только благо, и глубоко ошибаются те, кто запрещают обращаться за знаниями к другим ученым, кроме наставника.

Одним из заблудших людей, которые не разрешают изучать Религию у нескольких учителей, является человек по имени Раджаб Диб. Он не получал знаний у теологов Ислама, поэтому он и его последователи - это заблудшие и невежественные люди. Его сторонники считают его великим святым, несмотря на то, что он не раз произносил слова неверия (куфр). Например, он называет себя «маленьким Пророком», издевается над халифом 'Умаром ибн Аль-Хаттабом и другими благочестивыми людьми (в виде шутки рассказывает небылицы, в которых есть издевательство над религиозными авторитетами). А также он заявляет, что мурид, который учится у двух шейхов, подобен женщине, которая ходит к двум мужчинам. Он делает это для того, чтобы его ученики посещали только его и не обращались к другим учителям. Он требует, чтобы ему приносили подарки, давали деньги. И велит своим ученикам при чтении Зикра представлять его образ.