Выбор хорошего друга

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
الْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلُ
Аль-мар`у ‘аля дини халилиhи фаль-янзур ахадукум ман юхалиль
Это означает: «Человек берет пример со своих друзей, поэтому пусть каждый смотрит, с кем он общается».
Подобное изречение передал Абу Дауд.
Аллаh Всевышний сказал (Сура 43 «Аз-Зухруф», Аят 67):
الأَخِلاءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلاَّ الْمُتَّقِينَ  
Аль`ахилля`у яума-изим-ба‘дуhум либа‘дын ‘адууун илляль-муттакын
Это означает: «В День Суда друзья станут врагами, за исключением тех, которые были искренними, благочестивыми, соблюдали свои обязательства и не нарушали их». Отсюда ясно, что умный человек подбирает себе друга согласно словам Пророка Мухаммада, мир Ему, что человек следует по пути своего товарища.
Поэтому каждый человек должен обратить внимание на то, с кем он дружит, на то, в каком обществе он проводит время. Истинно благочестивый друг тот, который соблюдает порядочность в жизни и в получении знаний и в их соблюдении. Он должен отличаться умом, высокой моралью, тем, что не совершает больших грехов и в своих действиях не противоречит Шари‘ату.
Сердце вашего друга не должно быть связано с земной жизнью. Мусульманин должен проводить свою жизнь рядом с теми, кто занят защитой интересов справедливости и сторониться тех, чья жизнь связана с грехом, – ибо общение с грешником может разрушить мораль человека, может отклонить от истинного пути и тем самым погубит его собственную жизнь. Пусть рядом с вами будут только добрые люди, стремящиеся очистить себя от греха. Общайтесь с мудрыми и избегайте глупцов и тех, кто причиняет людям вред.
Вредно дружить с глупым человеком, который толкает своего друга к совершению зла. То же самое, если дружить с хулиганами или с теми, кто не признает нашу веру и не относится к ней с уважением.
Почему не советуют дружить с такими? Потому, что это может испортить другого и плохие качества от такого знакомого могут перейти к нему, в результате он может прекратить выполнение своих религиозных обязательств.
Пророк, мир Ему, сказал нам:
لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُم حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
Ля ю`мину ахадукум хатта юхибба ли`ахыhи ма юхиббу линафсиh
«Человек не станет полноценным верующим, если он не желает своему брату того, чего сам себе желает».
Настоящий друг – это тот, кто старается исправить своего товарища, чтобы вместе быть на истинном пути. Разумный человек не желает себе зла или вреда. Истинный друг поддерживает и помогает в трудные времена только ради Аллаhа. Когда он видит у своего друга недостатки или становится свидетелем совершения им греха, то предупреждает его о наказании и напоминает, чтобы этого не повторялось. При радости и в сложных ситуациях он одинаков. Тот, кто улыбается или молчит, когда друг нарушает и, тем более, занимается за его спиной сплетнями, проявляет лицемерие – говорит о недостатках своего ближнего, тот, конечно, не истинный друг.
Если разногласия возникли на религиозной почве[1], то перед нами стоит задача – защитить Религию, и иногда нужно даже предупреждать других об ожидаемом вреде от этого человека.
Наши действия должны соответствовать словам Пророка, мир Ему, Который сказал:
انْصُرْ أَخَاكَ ظَالِمًا أَوْ مَظْلُومًا
Унсур ахакя золиман ау мазлюма
«Помоги своему брату победить, несмотря на то, был он угнетателем или угнетенным».
Имеется в виду, что если он прав и не может добиться истины, мы должны помочь, чтобы он получил ее, конечно же не за счет какого-либо нарушения Шари‘ата, а если он угнетатель, то нужно напомнить ему о покаянии и прекращении угнетения. Мы должны учить его и помогать ему в соблюдении своих обязанностей по религии, а также должны стараться вместе с ним развиваться духовно.
С помощью искренних друзей строится здоровое общество.


 [1] например, один нарушает Шари‘ат и не хочет улучшить себя и покаяться или старается делать еще хуже, не обращая внимания на свои обязанности по религии