«Культура поведения мурида»

1231232Знай, о том, что первый шаг на пути суфизма - это сильное побуждение (ба'ис). Оно возникает в сердце человека, не дает ему покоя и подвигает его делать то, что одобрено Аллаhом, больше думая о том, что его ждет на Том Свете. А также оно подвигает его отказаться от мирских забот, то есть от того, чем занято большинство людей, как, например, обустройства своей жизни, накоплением богатства.

Это побуждение - особый дар Всевышнего, который не видим другим, но действует на человека изнутри. Это один из видов вдохновения (нафахат1), то есть той силы, которая помогает человеку всегда видеть путь истины и следовать ему. Чаще всего причиной появления этого в сердце является чувство страха, стремления к благу и сильной любви к Аллаhу. А также оно появляется, когда человек общается с благочестивыми людьми (святыми) и видит, как они живут, или когда они берут его под свою опеку, уделяя ему внимание. Но это может появиться в сердце и без причин.

Человеку необходимо стремиться получить такое вдохновение (нафахат) и не упустить его. И глуп тот, кто просто ожидает и бездействует, не совершая попыток открыть эту дверь.

А как же иначе, ведь Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

Это означает: "Воистину, Аллаh даровал в некоторые дни вашей жизни особые моменты вдохновения (нафахат). Стремитесь не упустить этот дар".

И пусть тот, кого Аллаh наделил этим почетным даром - побуждением (ба'ис), дорожит им и знает, что это - одно из величайших благ, дарованных ему Аллаhом, который невозможно переоценить и за который невозможно полностью воздать благодарность Всевышнему. И пусть он старается приложить максимум усилий для того, чтобы воздать благодарность Аллаhу за эту великую награду и большую честь, которой он был удостоен. И за то, что Аллаh дал ему отличие от многих других людей. Как много тех мусульман, которые дожили до 80 лет и более, но не получили этого особенного блага и за всю свою жизнь ни разу не постучали в эту дверь!

Муриду (тому, кто желает достичь успеха) необходимо приложить старания для укрепления, сохранения и совершения ответных действий.

Укрепление этого дара (ба'ис) происходит при упоминании Аллаhа, (обращении к Создателю в молитвах, совершении Намазов, Зикров), при размышлении о том, что приготовлено Аллаhом благочестивым рабам, а также при посещении собраний благочестивых людей. Его сохранение происходит путем отдаления от тех людей, которые не имеют такого стремления и отказа идти на поводу наущений шайтана.

Ответные действия проявляются тогда, когда человек спешит к покаянию, чтобы получить прощение Аллаhа. При этом он должен быть искренен в стремлении совершать благое. И он не откладывает и не медлит, чтобы не упустить момент, когда появляется такая возможность. И когда открываются врата благочестия, он сразу входит в них. Когда его призывают к добру, он без промедления откликается, чтобы успеть. И он остерегается откладывать совершение благодеяний на завтра и послезавтра, как к этому призывает шайтан. И ему необходимо действовать без промедления, не стараясь искать оправдания, что нет времени или не позволяет здоровье.

Ибн Раби' сказал: «Стремитесь к благочестию, поднимаясь, преодолевая себя, не ожидая того времени, когда будете полностью здоровы. Воистину, ожидание здоровья есть бездействие (в том, что требуется)».

А также Ибн 'Ато в своей книге «Аль-Хикам» («Мудрости») сказал: «Откладывать благие дела, оправдываясь ожиданием свободного времени, является безрассудством».


 

[1] Трепетное состояние, при котором человек испытывает радость от соблюдения и особое волнение