Выполнение намаза

 Каждый мусульманин-мукалляф[1] должен выполнять в сутки пять Намазов, называющиеся обязательными. Невыполнение любого из обязательных Намазов без уважительной религиозной причины является большим грехом.

Одним из достоинств выполнения обязательных Намазов является то, что человеку прощаются малые грехи, совершенные им между Намазами. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

» أَرَأَيْتُمْ لَوْ أَنَّ نَهْرًا بِبَابِ أَحَدِكُمْ يَغْتَسِلُ مِنْهُ كُلَّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ
هَلْ يَبْقَى مِنْ دَرَنِهِ شَىْءٌ؟
«

означающее: «Если бы у кого-либо из вас возле двора протекала река, и вы купались бы в ней пять раз в день, осталась бы на вашем теле какая-либо грязь?» Сподвижники ответили: «Нет, не осталась бы». Тогда Пророк сказал:

» فَذَلِكَ مَثَلُ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسِ يَمْحُو اللهُ بِهِنَّ الْخَطَايَا «مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ

«Это подобно пятикратным Намазам, благодаря которым прощаются грехи».

 

Как выполнять Намаз «Аз-Зуhр»
(Полуденная Молитва)

 

Намаз «Аз-Зуhр» состоит из 4-х рак‘атов (циклов Намаза).

Должны быть соблюдены следующие требования:

1. Направление в сторону Ка‘бы: обязательно – стоять, повернувшись грудью в сторону Почитаемой Ка‘бы, которая находится в городе Мекка;

2. Намерение: обязательно сделать намерение в сердце о выполнении Намаза «Аз-Зуhр». Сделайте это во время произнесения слов: «Аллаhу Акбар» («Бог Всемогущ»). Достаточно «сказать» в сердце: «Я вознамерился(лась) выполнять обязательный Намаз «Аз-Зуhр»»;

3. Произнесение слов Такбира: обязательно – сказать: «Аллаhу Акбар» так, чтобы услышать себя (также необходимо слышать себя во всех последующих словесных рукнах[2]). Рекомендуется (но не обязательно) при этом мужчинам поднять руки до уровня ушей и прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей, а женщинам – поднять руки до уровня плеч (рис.1);

4. Стояние (рис. 2): обязательно – стоять в обязательном Намазе при чтении Суры «Аль-Фатиха», если человек в состоянии это сделать. Рекомендуется держать руки ниже груди и выше пупка (для мужчин) или на груди (для женщин), чтобы правая рука находилась поверх левой или же держала запястье левой руки;

5. Чтение Суры «Аль-Фатиха»: обязательно чтение Суры «Аль-Фатиха» (1-й Суры Кур`ана – см. Приложение 3). Обязательно читать ее так, чтобы слышать себя, соблюдая все правила и последовательность Аятов, необходимо произносить буквы без искажений. Следует обучиться чтению Суры «Аль-Фатиха» у достоверного преподавателя.

 

Если кто-то не может правильно читать Суру «Аль-Фатиха», тот должен читать любой отрывок из Священного Кур`ана, который он умеет читать хорошо, и количество букв в нем должно быть не меньше количества букв в Суре «Аль-Фатиха» (156 букв).

Если кто-то знает один или более Аятов из Суры «Аль-Фатиха», то может повторять их несколько раз, чтобы было произнесено то же или большее количество букв, что и в целой Суре «Аль-Фатиха».

Если человек не может читать ни одного Аята из Суры «Аль-Фатиха», то читает другие Аяты из Кур`ана, количество букв в которых не меньше, чем в Суре «Аль-Фатиха».

А если человек ничего не может читать из Кур`ана, то должен читать Зикр (слова поминания Аллаhа), к примеру такой как: «Субхана-ллаh, уаль-хамду лилляh, уа ля иляhа илляллаh, уаллаhу Акбар» («Аллаh превыше всех недостатков, Хвала и Слава – Аллаhу, нет никакого божества кроме Аллаhа, Аллаh Всемогущ»).

 

Молящийся произносит эти слова столько раз, сколько будет достаточно для того, чтобы минимум получилось то же количество букв, что и в Суре «Аль-Фатиха».

Передано Имамами Ан-Науауий и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку, мир Ему, пришел человек и спросил: «О, Посланник Аллаhа! Воистину, я не могу обучиться чтению Кур`ана. Научи меня тому, что заменит чтение Кур`ана». Пророк, мир Ему, ответил: «Скажи: «Субханаллаh, уаль-хамду лилляh, уа ля иляhа илляллаh, уаллаhу Акбар. Уа ля хауля уа ля куууата илля билляhиль-‘Алиййиль-‘Азым»».

В другом Хадисе Пророк, мир Ему, сказал: «Если можешь читать Кур`ан, то читай его. Если же нет, то читай «Аль-хамду-ли-лляh, ля иляhа илля-ллаh, Аллаhу Акбар»».

Например, произнести слова «Аллаhу Акбар» двадцать раз – достаточно.

В случае же, если человек не может читать ни Суру «Аль-Фатиха», ни чего-либо другого из Кур`ана, а также Зикр, то он в течение времени, необходимого для умеренного чтения Суры «Аль-Фатиха», молча стоит.

 

После чтения Суры «Аль-Фатиха» рекомендуется произнести: «Амин» («О, Аллаh! Даруй мне то, что я прошу у Тебя»). Также рекомендуется прочитать хотя бы один Аят из Кур`ана в 1-м и во 2-м рак‘ате (цикле Намаза) – см. Приложение 5. До начала чтения Суры «Аль-Фатиха» в 1-м рак‘ате рекомендуется прочесть «Тауаджжуh» (Ду‘а`, начинающее Намаз) и затем «Исти‘аза» (обращение с мольбой к Аллаhу Всевышнему о защите от шайтана (дьявола), проклятого Богом) – смотри Приложение 2);

6. Руку‘ (Поясной поклон): обязательно – сделать наклон таким образом, чтобы ладони оказались на уровне колен (рис. 3), и находиться в таком положении, будучи в состоянии покоя, в течение времени, необходимого для произнесения слов Зикра
«Субханаллаh». Рекомендуется прежде, чем наклоняться, поднять руки до уровня ушей, прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей – для мужчин или до уровня плеч – для женщин, и сказать при этом: «Аллаhу Акбар». В положении «Руку‘» рекомендуется произнести 3 раза: «Субхана Раббияль-‘Азым» («Мой Всемогущий Господь превыше всех недостатков»);

7. Аль-И‘тидаль (Выпрямление): Обязательно возвратиться после Руку‘ в положение «стоя», при этом следует находиться в состоянии покоя в течение времени, необходимого для произнесения слов «Субханаллаh» (рис. 4). Во время выпрямления рекомендуется поднести руки к ушам прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей – для мужчин, или до уровня плеч – для женщин, и сказать при этом: «Сами‘а-ллаhу лиман хамидаh» («Аллаh – Всеслышащий. Надеемся, что Он примет наше восхваление»). При возвращении в положение «стоя» рекомендуется сказать: «Раббана уа Лякяль-хамд» («О, наш Господь! Хвала Тебе!»);

8. Суджуд (Земной поклон, т.е. падение ниц): обязательно – совершить земной поклон, при котором необходимо прижать к полу лоб. Также пола должны касаться колени, ладони и нижняя часть пальцев ног. Необходимо находиться в этом положении в состоянии покоя в течение времени, необходимого для произнесения слов: «Субханаллаh» (рис. 5).

 

Перед выполнением земного поклона рекомендуется поднести руки к ушам, прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей – для мужчин, или к плечам – для женщин, и произнести при этом: «Аллаhу Акбар». Во время Суджуда рекомендуется произнести 3 раза: «Субхана Раббияль-А‘ля» («Мой Всевышний Господь превыше всех недостатков»). При Суджуде также рекомендуется, чтобы кисти рук лежали на полу на уровне плеч, пальцы были прижаты друг к другу и направлены в сторону Ка‘бы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при Суджуде и при Руку‘ были отведены в стороны, чтобы живот при Суджуде не касался бедер (рис. 5-а). Женщина, наоборот, при Суджуде и при Руку‘ держит локти прижатыми к телу, и её живот приближен к бедрам.

Нежелательно при Суджуде, чтобы локти прикасались к полу, как у мужчин, так и у женщин.

9. Сидение между Суджудами: обязательно – после земного поклона сесть и находится в этом положении в состоянии покоя в течение времени, необходимого для произнесения слов «Субханллаh».

 

Поднимаясь после Суджуда, рекомендуется произнести: «Аллаhу Акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать: «Рабби-гфир ли, уа-рхамни, уа-джьбурни, уа-рфа‘ни, уа-рзукни, уа-hдини, уа ‘афини» («О мой Господь! Даруй мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по Истинному пути и защити меня от болезней»). При Сидении рекомендуется, чтобы левая нога находилась под ягодицами, а правая стояла бы вертикально на полу аналогично тому, как при Суджуде. Существует другой способ сидения, когда ягодицы лежат на пятках обоих ног, которые находятся в том же положении, как и во время Суджуда. Рекомендуется, чтобы во время Сидения руки находились на коленях, пальцы были бы направлены в сторону Ка‘бы.

10. Обязательно совершить 2-й Суджуд, который выполняется так же, как и первый. После выполнения 2-го Суджуда заканчивается 1-й рак‘ат Намаза.

11. Обязательно нужно встать на ноги для выполнения 2-го рак‘ата. Во время подъема рекомендуется произнести: «Аллаhу Акбар». Далее повторяются пункты с «5» по «10», после чего заканчивается 2-й рак‘ат.

12. После 2-го Суджуда рекомендуется сесть и прочитать Ташаhhуд (cмотри Приложение 4) и слова: «Аллаhумма cалли ‘аля Мухаммад» (смотри Приложение 4) так, чтобы слышать себя. О способах сидения – см. в пункте «9». Иной способ сидения: на обеих скрещенных ступнях (рис. 7). При сидении рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Ка‘бы, пальцы правой руки, кроме указательного, лежат на правом колене. В Ташаhhуде при произнесении слов «илляллаh» указательный палец правой руки слегка приподнимается и остается в таком положении до конца сидения (рис. 8-б).

13. Затем обязательно – встать и выполнить два следующих рак‘ата таким же образом, как выполнялись пункты с «5» по «11». Поднимаясь на 3-й рак‘ат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, прикоснуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей – для мужчин, или до уровня плеч – для женщин, и сказать при этом: «Аллаhу Акбар». Однако, вставая на четвертый рак‘ат, поднимать руки не рекомендуется.

14. После выполнения 2-го Суджуда в последнем рак‘ате – обязательно сесть, прочесть Ташаhhуд, сказать: «Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад» (смотри Приложение 4). Руки рекомендуется держать так, как описано это в пункте «12». Слегка приподнять указательный палец при произнесении слов «илляллаh» и задержать его в таком положении до конца Намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу, а правую оставляют в том же положении, что и при Суджуде.


Затем рекомендуется прочитать «Ас-Салятуль-Ибраhимийя» (смотри Приложение 4). После этого рекомендуется произнести следующее:

رَبَّنَا ءاتِنَا فى الدُّنيا حَسَنَةً وفى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

/Раббана атина фид-дунья хасанаh уа филь-ахирати хасанаh уа кына ‘азабан-нар/

Это означает: «О, Господь наш! Даруй нам благое и в Этой жизни, и на Том Свете. И убереги нас от мучений в Аду».

15. Салям в конце намаза: обязательно – сказать: «Ас-Саляму ‘аляйкум» так, чтобы слышать себя. Рекомендуется сказать: «Ас-Саляму ‘аляйкум уа Рахмату-ллаh», поворачивая голову сначала вправо, затем – влево (рис.10). Произнесением этих слов заканчивается Намаз.

 


[1] См. сноску 1.

[2] Рукн Намаза – составная часть Намаза.