Великий имам Малик

Мы восхваляем Аллаhа и поклоняемся Ему, обращаемся к Аллаhу за помощью и прощению грехов. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний. Тот, кому Аллаh даровал быть на Истинном Пути, того никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал Истинного Пути, того уже никто не выведет из заблуждения и не сможет повести верным путем.
Просим у Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мухаммаду, мир Ему, а также приветствуем всех Пророков и Посланников и всех тех, кто истинно следует по Их пути.

Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаhа – Одного-Единственного Создателя, не имеющего никаких соучастников и сотоварищей, не занимающего места в пространстве, и свидетельствую, что Мухаммад – раб и Посланник Аллаhа.

Дорогие единоверцы! Все мы – рабы Аллаhа. Призываю всех к богобоязненности! Выполняйте повеления Творца и не совершайте грехов!
Аллаh Всемогущий сказал (Сура «Фатыр», Аят 28):
 
{ وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ إِنَّ اللهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ }
 
Это означает: «В мире существуют разные люди, разные животные, они отличаются друг от друга также по цвету. Воистину, самые богобоязненные из рабов Аллаhа – это ученые. Воистину, Аллаh Всемогущий Властелин всего и Прощающий грехи верующих».
То, что сказано в этом Аяте:
{ إِنَّمَا يَخْشَى اللهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ }
 
«Воистину, самые богобоязненные из рабов Аллаhа – это учёные!»
То есть именно ученые-теологи правильно и полноценно боятся Аллаhа, они – богобоязненные, так как они знают Аллаhа и правильно верят в Него!
Ученые, соблюдающие Шари‘ат, являются самыми богобоязненными.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что самые близкие к Нему те верующие, которые являются богобоязненными, где бы они не находились.
Пророк ‘Иса, мир Ему, так сказал об ученых из общины Пророка Мухаммада, мир Ему:
 
"عُلَمَاءُ حُلَمَاءُ برَرَةٌ أَتْقِيَاءُ كَأَنَّهُمْ مِنَ الْفِقْهِ أَنْبِيَاءُ"
 
Это означает: «Учёные – это мудрые, терпеливые, культурные, добрые, внимательные, благочестивые и богобоязненные, истинные последователи Пророка, которые досконально знают религиозные науки и ничего не искажают».
Дорогие единоверцы! Биография великих людей ведущих учёных является прекрасным примером, который будет побуждать наших юношей и девушек извлекать пользу из этого. А также важно, чтобы люди не теряли время и не проводили свою жизнь, занимаясь бесполезными делами, не имеющими ценности для общества, и никакого значения для истории.
На прошлых Проповедях мы говорили о лучшем из созданных – величайшем Пророке и Посланнике Мухаммаде, мир Ему.
Сегодня мы поговорим об одном из наследников Пророков в религиозных знаниях, который посвятил свою жизнь религиозным наукам, проявляя особое старание в изучении религии, относясь к религиозному образованию с особой любовью и дорожил этим великим даром Аллаhа. Он распространял религиозные знания так, что знания от него распространились по всему миру. Этот великий мединский учёный – имам Малик, имя которого Абу ‘Абдуллаh Малик ибн Анас Аль-Асбахий, просим Аллаhа даровать имаму Малику больше милости.
Имам Малик родился в Пресветлой Медине в 93 году hиджры. Он рос в стремлении к увеличению знаний и уделял огромное внимание источникам и цепочке передачи, желая больше узнать о тех людях, которые передавали религиозные знания.
Он сам получил религиозные знания от многих таби‘ин и их последователей, которых было несколько сотен. Из них Нафи‘ Мауля Ибн ‘Умар, а также Аз-Зуhрий и Яхья ибн Са‘ид Аль-Ансарий и многие другие.
От него знания распространилась по многие городам и странам. К нему приезжали из разных мест, из далеких стран. Он преподавал когда ему ещё было всего лишь 17 лет. Он давал религиозные заключения – фатуа.
Даже некоторые его учителя передавали знания от него, как имам Аз-Зуhрий, мединский ученый Раби‘ату Ар-Ра’ий и другие.
Также от него передали много Хадисов известные ученые Хадиса, как Суфьян Ас-Саурий, имам Аш-Шафи‘ый, ‘Абдуллаh ибн Аль-Мубарак и другие.
Дорогие, мусульмане! Многие ученые первых веков после сподвижников говорили, что Пророк Мухаммад, мир Ему, указал на имама Малик, когда сказал:
"يُوشِكُ أَنْ يَضْرِبَ النَّاسُ أَكْبَادَ الإِبِلِ فَلاَ يَجِدُونَ أَعْلَمَ مِنْ عَالمِ الْمَدِينَةِ"
 
Это означает: «Скоро люди будут приезжать к одному учёному в Медину, и не найдут более знающего, чем он».
Когда Халиф hарун Ар-Рашид приехал в Пресветлую Медину, он послал к имаму Малику, чтобы пришёл к Халифу и передал знания по книге «Муатта». В ответ имам Малик сказал:
أَنَّ الْعِلْمَ يُؤْتَى وَلاَ يَأْتِي
 
Это значит: «Воистину, знания передают, они не приходят сами».
Тогда Халиф сам пришёл в дом к имаму Малику, и имам Малик сказал ему:
 
يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ، مِنْ إِجْلاَلِ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم إِجْلاَلُ الْعِلْمِ
 
«О, Правитель верующих! Оказание почестей Пророку Мухаммаду необходимо, из этого же возвеличивание религиозных знаний!»
Это не было проявлением высокомерия от имама Малика в отношении к Халифу, а его слова были мудрыми, этим он дал знать Правителю о величии и значимости религиозных знаний и теологов, что необходимо получать религиозные знания независимо от того, правители это или простые люди, подчиненные правителю.
Это для того, чтобы люди уважали и возвеличивали религиозные знания, таким образом, он завоевывал почтение к нему как к теологу, который сохраняет достоинство.
На самом деле имам Малик был одним из самых скромных, добрых и невысокомерных людей.
Когда кто-либо приходил в дом имама Малика, к ним выходила служанка и спрашивала: «Шейх спрашивает – вы хотите Хадисы или у вас есть вопросы?»
Если они хотели задать вопросы, то он сразу выходил к людям, а если просили рассказать Хадисы, он шел в место омовения, делал полное омовение, умащался благовониями, духами, надевал новые одежды, надевал чалму и халат.
Он выходил к людям, садился в центре на особое место, находился в состоянии смирения, он зажигал бахур и обкуривал комнату ‘удом (агаровым деревом), пока не заканчивал передавать Хадисы Пророка Мухаммада, мир Ему.
На это место он садился только тогда, когда передавал Хадисы Пророка. А когда его спросили об этом, он ответил: «Я хочу возвеличивать и почитать Хадисы Пророка Мухаммада, мир Ему, и хочу говорить о Пророке только в состоянии полного Таhарат».
Многие ученые сказали похвальные слова об имаме Малике. Например, имам Аш-Шафи‘ый:
 
إذا ذُكِرَ العُلماءُ فمالك النَّجم
 
«Когда говорят об учёных, то Малик – величайший из них».
Ибн Ма‘ыйн сказал, что Аллаh даровал имаму Малику приводить людям веские доказательства.
Яхья ибн Са‘ид Аль-Каттан сказал, что имам Малик – правитель верующих в науке Хадисов.
Ибн Са‘ид сказал:
كان مالك ثقةً مأمونًا ثَبْتًا وَرِعًا فَقِيْهًا عالِـمًا حُجَّة
Это означает, что имам Малик был достоверным, честным, праведным, доверенным, скромным, теологом, ученым, знатоком неоспоримых доказательств и ясных доводов.
Имам Аль-Бухарий сказал, что самые достоверные передачи Хадисов у имама Малика от Нафи‘а от Ибн ‘Умара.
Дорогие мусульмане! Имам Малик очень досконально знал Сунну Пророка Мухаммада, мир Ему, он старательно следовал ей, как это делали сподвижники Пророка, мир Ему, и Его благочестивое семейство.
Вероубеждения имама Малика соответствовали учению Пророка – Аhлюссунна уаль-джама‘а. Он верил в то, что Аллаh не подобен никакому созданному, что Аллаh существует без места, не имеет образа, вида, тела, не связан с движением или покоем, перемещением и изменением.
Имам Аль-Байhакый передал в своей книге «Аль-Асма уа-Ссыфат» по достоверной цепочке, которую подтвердил имам Ибн Хаджар в своей книге «Фатхуль-Бари», то, что передано от ‘Абдуллаhа ибн Уаhба, который сказал: «Однажды, когда мы были у имама Малика ибн Анаса, зашел один человек и спросил: «О, Абу ‘Абдуллаh! Сказано в Кур’ане:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
Как это «истауа»?»
Имам Малик опустил голову и задумался. Затем он поднял голову и сказал:
 
"الرَّحْمَنُ عَلَى العَرْشِ اسْتَوَى" كَمَا وَصَفَ نَفْسَهُ، وَلاَ يُقَالُ لَهُ: كَيْفَ، وَ"كَيْفَ" عَنْهُ مَرْفُوْعٌ، وَأَنْتَ رَجُلُ سُوءٍ، صَاحِبُ بِدْعَةٍ، أَخْرِجُوْهُ".
 
Это означает: «Ар-Рахману ‘аляль-‘Арши-стауа» это то, что Аллаh Сам дал знать о Себе. И нельзя спрашивать «Каким образом». Не говорится об Аллаhе «как». А ты плохой человек, выдумщик плохих инноваций. Выведите его!»
Этого человека вывели оттуда».
Сказанное имамом Маликом:
وكيف عنه مرفوع
Не говорится об Аллаhе «как».
Так как Аллаh Властвует над Аль-‘Аршем без способа и образа. Аллаh не подобен созданным. Когда говорят о созданных, то слово «истиуа» может иметь несколько значений, в том числе властвовать, сохранять, завладеть, утвердиться, сидеть и другие. Но об Аллаhе можно говорить только в значении властвовать и сохранять, то есть то, что соответствует вероубеждению всех мусульман.
А когда кто-нибудь приводит передачу этого случая со словами: ««Как» неизвестно», то эта передача недостоверная и неправильная. Таких слов не говорил ни один из сподвижников или их последователей, которые жили в первые три века со времени Пророка, мир Ему.
И этого никогда не говорил сам имам Малик, и нет достоверной передачи этих слов от него, а также от других имамов.
Имам Малик написал много трудов по разным наукам. Самой известной книгой имама Малика является «Аль-Муатта’», о которой имам Аш-Шафи‘ий сказал:
"ما ظهرَ كتابٌ على الأرضِ بعدَ كتابِ اللهِ أصحُّ مِنْ كتابِ مالك"
 
«На земле, кроме Священного Кур’ана, не было более достоверной книги, чем книга имама Малика».
А его современники говорили об имаме Малике:
"أَيُفْتَى ومَالك في المدينة"
 
«Разве может кто-нибудь давать фатуы в то время, когда имам Малик находится в Медине?!»
Сам имам Малик не начал давать религиозные заключения до тех пор, пока не получил разрешение (иджаза) от 70 ученых.
И даже получив столько полномочий (разрешений), он никогда не давал фатуа без знаний.
Ученые передали от имама Малика, что ему задали 48 вопросов, и он дал ответ только на 16 из них, а на остальные он сказал: «Я не знаю».
Имам Малик умер в Пресветлой Медине в 179 году hиджры.
Его похоронили на кладбище «Аль-Бакы‘» рядом с могилой Ибраhима – сына Пророка Мухаммада, мир Ему. Просим Аллаhа даровать больше милости и блага имаму Малику ибн Анас. Просим Аллаhа даровать нам больше религиозных знаний, а также, чтобы было мы смогли извлечь больше пользы от изучения биографии великих исламских теологов. С этими словами, я прошу у Аллаhа прощения для себя и для вас.
 
هذا وأستغفر الله لي ولكم