Пост нарушается при следующих обстоятельствах:

- если съесть хотя бы мизерное количество пищи – с кунжутное семечко или еще меньше – сознательно и без насилия с чьей-либо стороны, зная при этом, что это запрещено. А также, если выпить хотя бы каплю воды или лекарства.

Замечание: пост не нарушается при попадании в рот дорожной пыли, мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного. Не воспрещается пробовать пищу, если при этом ее не проглатывать.

- если при интенсивном полоскании рта или при вдохе вода попадает внутрь, то Пост нарушается. Также Пост нарушается, если слюну, появившуюся на губах, вновь проглотить. Если же слюна осталась под языком и была проглочена, Пост не нарушается. Пост также не нарушается, если собрать слюну во рту, а затем проглотить ее (если она чистая).

Что касается мокроты, то:

а) если проглотить мокроту с внешней стороны рта, то Пост нарушается;

б) если проглотить мокроту из носоглотки (ниже выхода арабской буквы Х), то Пост не нарушается.

Согласно имаму Абу Ханифа, в обоих случаях Пост не нарушается.

- если проглотить после рассвета нечистую слюну, измененную дымом сигареты, выкуренной до начала времени первого Намаза (то есть до рассвета), то Пост нарушается.

- если у человека произошла рвота, независимо от его воли и после этого он проглотил слюну до того как очистил рот, его Пост нарушается.

- если дым от сигареты курящего рядом человека попадает в дыхательные пути другого, то Пост последнего не нарушается.

- что касается курящего, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, выделяющиеся при курении, попадают вовнутрь. При вдыхании запаха духов или воскуряемых благовоний (например: дым от бахур – ароматических палочек) Пост не нарушается.

- использование клизмы через передний или задний проход также нарушает Пост. Капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь, также нарушают Пост (некоторые теологи считают, что использование капель в уши не нарушает Пост). Применение глазных капель не считается нарушением Поста, равно как и инъекции подкожно или внутривенно.

- если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до захода солнца (целый день), то его Пост не принимается.

- Пост человека, находящегося в припадке безумия, даже если оно длится мгновение, нарушается.

- Если у женщины в день Поста начинается период послеродового очищения или менструация (даже если незадолго перед заходом солнца), Пост не принимается и считается нарушенным.

- Если у постящегося во сне происходит непроизвольное семяизвержение, его пост не нарушается. Если же последнее произошло в результате онанизма или при половом акте, то его Пост нарушается.

- Человек, сознательно совершающий половой акт в дневное время месяца Рамадан, зная при этом, что сейчас Пост, считается нарушившим его, даже если в данном случае у него не происходило семяизвержения. Если он забыл, что держит Пост, его пост не считается нарушенным, и в этом случае за ним нет долга. Кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью и т.п., то он держит Пост и совершает гусуль для Намаза.

‘Аиша – жена Пророка Мухаммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб[1], Он купался и держал Пост (см. у Аль-Бухарий).

 

Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:

- попадание в куфр; не имеет значения, было это произнесено или сделано в шутку или всерьез по его воле, так как не принимается служение от неверующего.

- запрещено целовать жену страстными поцелуями (т.е. вызывающие выделение спермы), и при этом Пост считается нарушенным, если произошло семяизвержение.

- Запрещаются также, хотя и не нарушают поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. Все перечисленное, как уже было сказано, не нарушает Пост, хотя некоторые из этого, например, клевета, аннулирует сауаб[2] Поста.

 


[1] После полового акта с женой.

[2] Вознаграждение.