×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 251

Господа невозможно охватить разумом

Ayat

 

 
С именем Аллаhа, Милостивого для всех на Этом Свете и Милостивого для верующих на Том Свете! Просим еще больше величия и почета для Посланника Аллаhа, мир Ему! Сказал Пророк, мир Ему: «Господа невозможно охватить разумом»  Это передал имам Ас-Суютый в своем толковании. Имам Аль-Байhакый в книге «Аль-Асма'уас-Сыфат» передал, что Ибн 'Аббас сказал: «Размышляйте о созданиях Аллаhа и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности» То есть знание об Аллаhе не достигается путем воображений, представления и иллюзий, поскольку то, что основано на воображении и иллюзии ведет к ошибке. Беда некоторых людей в том, что они не принимают Веру в существование Аллаhа, не пытаясь не представить Его в уме. Они говорят: «Как мы будем верить в то, что существует, не видя его?». Им необходимо сказать, что для того, чтобы знать об Аллаhе и верить в Него, нельзя Его представлять, поскольку Он не является тем, кого воображают, ведь воображаемое нуждается в том, кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллаh и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления - все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, - созданы. Например, луна, которую видит человек. Если он воображает ее, то его воображение создано, поскольку само воображаемое (то есть луна) создано. А если человек представляет Трон, который он не видел, его воображение тоже создано, поскольку сам Трон создан. Что же касается Аллаhа Всевышнего, то Он не является созданным, поэтому как бы ни напрягал человек свое воображение, чтобы вообразить, он не сможет достичь этого, поскольку Аллah не имеет образа, Ему не присущ облик. Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Поэтому имам 'Али сказал: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет» Воображение ведет к ошибке потому, что оно есть сопоставление того, что видел с тем, чего не видел, а человек не видел ничего, кроме созданных. И если человек захотел вообразить что-то, его воображение сравнивает то, что видел с тем, что не видел. Аллаhа же нельзя сравнить или сопоставить с созданными Им. Мы не видим Аллаhа, и если кто-либо попытается представить Его, это приведет к заблуждению и иллюзиям, а мы обязаны следовать за Шари’атом, а не за иллюзиями. Шари'ат подтверждает, что Аллаhа не постигают взоры. Сказано в Кур' ане: Значение: То есть не достигнуть Его в иллюзиях. Также Аллаh сказал: Это означает,что размышления рабов достигают предела, когда речь идет об Аллаhе, тот есть Его не достичь в размышлениях. Так объяснил этот Аят сподвижник Убай ибн Кя’б и известный святой ‘Абд Ар-Рахман ибн Абу Ну'м. Убай, толкуя этот аят, сказал: «Размышления людей останавливаются при речи об Аллаhе и не достичь Его в размышлениях ».'Абд Ар- Рахман ибн Абу Ну'м, толкуя этот аят, сказал: «Когда заходит речь о Нем, завершается размышление размышляющего». Это и есть то, что подтверждено Шари'атом и воспринимает разум, поскольку разум является доказательством для Шари’ата. Аллаh даровал Аhлю Суннат знание понятий, соответствующих как Шари'ату, так и разуму. Но это благо не дано тем, разум которых пытается представить Аллаhа. Они не способны размышлять, а Аллаh повелел нам размышлять о Его творениях, чтобы мы знали, что Он на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по той причине, что усиливают веру в существование Аллаhа, Его Всемогущество и Всезнание. Ничего не знает о Нем тот, кто представил его в виде тела, подобно Трону или еще больше по размеру. Не знает о Нем ничего тот, кто представил Его в виде небольшого тела, подобно человеку. Не знает о Нем ничего тот, кто представил Его в виде тела, находящегося в направлении «верх». Не знает о Нем ничего тот, кто представил Его в виде тела, находящегося в направлении «низ». Не знает о Нем ничего тот, кто представил, что Он объемлет все направления, в том смысле, что все направления, Трон, Земля, небеса внутри Него. Если посмотреть на Землю, мы увидим, что зимой она холодная, а летом жаркая. Кто Тот, кто меняет ее состояния? Сама она не может сделать это, поэтому обязательно существует Тот, кто меняет ее из одного состояния в другое. Подобно Земле, изменяются небеса, человек, деревья, растения. Все они нуждаются в Том, кто их меняет, Кто дал им бытие из небытия. Такие размышления о Его созданиях ведут к правильному пониманию, именно поэтому нам велено размышлять о Его созданиях и запрещено размышлять о Его Сущности, поскольку тот, кто захочет представить Аллаhа, не достигнет истины. Вот почему Пророк, мир Ему, сказал: «Размышляйте о всякой вещи, но не размышляйте о Сущности Аллаhа» Все ученые из числа сподвижников Пророка, мир Ему, а также ученые, которые были после них, были убеждены, что Аллah не похож ни на кого и ни на что, а также в том, что Аяты иХадисы, буквальный смысл которых внушает противоположное этому, на самом деле не имеют такого значения. Поэтому имам Абу Джа’фар Ат-Тахауий в своей известной книге писал об Аллаhе: «Нельзя приписывать Всевышнему Аллаhу границы, пределы, углы и органы, как большие, так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений, которые окружают созданных» Это означает, что Aллаhy не присущ объем, поскольку в арабском языке и согласно определению, данному учеными в науке о Единобожии, «ограниченный - это всякий созданный, имеющий объем, будь то малый или большой». Пределы являются качествами тел, большие органы - это голова, руки, ноги, а малые - нос, губы и пальцы. Под углами тут понимаются стороны. Все это не присуще Aллаhy. Слова «Не окружает Его ни одно из шести направлений, которые окружают созданных» означают, что Аллаhа не описывают окружением шести сторон, как описывают созданных. Созданные могут находиться в разных направлениях (вверху, внизу, на востоке, на западе и так далее), а Аллаhа не окружают шесть сторон(спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Этих убеждений придерживались ученые из числа саляфитов и халяфитов. Все перечисленное понимается из следующего Аята Кур'ана: «Нет ничего подобного Ему»