×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 251

Покаяние и его виды

5c2dac
Яд... Каждый из нас знает, что яд - это вещество, которое может привести к нарушению жизнедеятельности организма: отравлению, интоксикации или заболеваниям. Но знает ли человек, что существует и другой яд: не материализованный, не являющийся веществом? Да, в нашей временной жизни он «течет ручьями», сокрушая тысячи и тысячи людей. Имя ему - грех. Он разъедает духовность человека, съедает его сердце, парализует стремление к добродетели. Грех особенно опасен тем, что может быть с начала малым, а в конце «пути» стать самым большим - неверием.
В этой статье мы рассмотрим не природу греха, а то, что нужно сделать верующему, если он совершил греховное деяние, каким образом очиститься от него, как исправить положение.
Человек попадает в грех тогда, когда совершает что-то, что противоречит законам, переданным Пророком Мухаммадом, мир Ему. В зависимости от совершенного поступка, грех может быть разным: малым или большим. Но вне зависимости от того, каков он, человек обязан немедленно, без промедления в нем покаяться. Об этом много сказано в Кур'ане, изречениях Пророка, мир Ему, а также существует единогласное заключение теологов Ислама. Приведем несколько Аятов из Кур'ана на эту тему.
Сура 66 «Ат-Тахрим», Аят 8:
«О, те, которые уверовали! Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, и чтобы покаяние ваше было решительным и полным»
Сура 24 «Ан-Нур», аят 31:
В этом Аяте, Аллаh Всевышний повелел всем верующим быть богобоязненными и покаяться в грехах, так как это - путь к спасению
Сура 11 «hуд», Аят 90:
«Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, воистину, Он Милостивый и Прощающий»
Сура 20 «Таhа», Аят 82:
«Воистину Аллаh Всевышний дарует прощение верующим, которые каются, они богобоязненны и совершают благочестивые деяния»
Искреннее покаяние - шанс исправиться и высвободить себя от оков греховности. Человек, пока пребывает в нем душа, пока не пришел ангел смерти, должен воспользоваться этим, ему надо успеть. Очень часто в это «дело» вмешивается шайтан, который наущает человека словами: «Ты уже совершил слишком много грехов. Ты совершишь их и в будущем: так для чего каяться?». Это - обман, и человеку нужно быть внимательным. Сколько бы не было совершено грехов, пока человек жив, у него есть возможность исправить ситуацию и вновь идти по праведной стезе. Пророк, мир Ему, говорил. «Тот, кто совершает искреннее покаяние от своих грехов, как будто бы их не совершал».
Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: (значение Хадиса): «Раб совершил грех и обратился к Аллаhу с покаянием за этот грех. Аллаh сказал, что означает: «Раб знал, что есть Господь, Который может простить грех и может наказать за него. И Аллаh Всевышний простил его». И снова он совершил грех и просил у Аллаhа прощение. Аллаh сказал, что означает: «Человек знал, что есть Аллаh, Который может наказать и может простить, и раз человек обратился с просьбой о прощении, Аллаh даровал ему прощение». Этот Хадис передали Аль-Бухарий и Муслим.
Помимо шайтана еще одним врагом мусульманина является беспечность. Она выражается в том, что человек занят совершением грехов. Он не контролирует себя, не думает, грех ли тот или иной поступок, не разбирает, что дозволено, а что нет. Ведя такой беспечный образ жизни, он привыкает к грехам и не замечает, как они накапливаются. Беспечность, если ее не побороть, может привести к печальному результату, когда человек дойдет до того, что будет совершать неверие, а ему будет все равно. Это страшный исход человеческой жизни. А Богобоязненный человек отличается от других людей тем, что он волнуется, боится, старается не повторять согрешение и совершает искреннее покаяние. Именно об этом сказано в Хадисе, переданном имамом Аль-Бухарий:
«Богобоязненный верующий - тот, который смотрит на свой грех и видит его как будто это гора, которая может упасть на него»
Виды покаяния
Теперь поговорим о том, какие виды покаяния существуют, что они представляют собой, а также об условиях покаяния.
Существуют три вида Тауба (покаяния): полное, неполное и несовершенное.
Полное покаяние - это отказ от совершения всех грехов и нарушений. Например, если человек пил спиртное, совершал прелюбодеяние, употреблял то, что запрещено, лжесвидетельствовал и т.п., а затем покаялся во всех грехах и больше не возвратился к их совершению. Это есть полное покаяние. Неполное покаяние - это покаяние только в некоторых грехах, а не во всех. Несовершенное покаяние. Это когда человек совершает покаяние, но потом опять повторяет этот же грех. Кто хочет спастись от мучений в могиле и в аду, пусть сделает искреннее, полное и совершенное покаяние, ради Аллаhа, и сохранит его до самой смерти.
Условия покаяния
Для того, чтобы покаяние было принято Аллаhом Всевышним, необходимо выполнение нескольких условий.
Первое - прекратить совершение греха. Например, если человек пьет спиртное или совершает прелюбодеяние, он должен прекратить совершение этого, чтобы покаяние было принято Аллаhом. Если же он просто говорит: «О, Боже мой, прости меня», или «Астагфируллаh», а сам продолжает совершать этот грех , это не считается покаянием.
Второе - решительный отказ от повторения грехов. Это чувство должно возникнуть у человека в сердце, то есть, чтобы он намерился не повторять этот грех. Если у него была такая решительность, и он совершил покаяние, но затем ослаб и повторил этот грех, это не означает, что его предыдущее покаяние не было принято. Покаяние было принято, но за то, что опять сдался и нарушил, ему записывается новый грех и вновь нужно покаяться.
Третье - сожаление, раскаяние, обвинение самого себя в совершенных грехах. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Сожаление - есть покаяние».
Четвертое - если грех был связан с правами какого-либо человека, необходимо вернуть то, что отобрал или попросить прощение у того, у кого украл. Это нужно для того, чтобы полностью освободиться от этого греха. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал (значение Хадиса): «Если у кого-то из вас есть грехи, связанные с правами другого человека, то пока не наступило время, когда не поможет ни дирhам, ни динар, пусть просит у него прощение и освободится от этого греха».
То есть, если кто-то обидел кого-то, то пока они оба живы, пусть попросит у него прощение, а если украл что-то, то пусть возвратит украденное. А если не может - пусть попросит прощение.
Пятым условием является покаяние до наступления момента смерти. Будет поздно для желающего сделать покаяние, когда нет никакой надежды возвращения к жизни. На арабском это называется «гаргара» - когда душа дойдет до горла и наступит момент выхода из тела. Не принимается покаяние того, кто решил каяться в этот момент. Известна история фараона, который захотел принять Ислам и уверовать в сказанное Пророком Моисеем, мир Ему, когда тонул в море и понял, что уже нет надежды на спасение. Но было поздно, и он умер неверующим. Передал имам Ат-Тирмизий, что Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:
«Воистину Аллаh примет покаяние человека, пока не наступит момент смерти»
Также является условием покаяться до восхода солнца со стороны Запада. Передал Ибн Хиббан, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«На Западе есть Врата, созданные Аллаhом Всевышним. Это - Врата покаяния. Их ширина семьдесят лет и они не закроются, пока не наступит время, когда с этого места взойдет солнце»
Одним из больших признаков Конца Света будет восход солнца со стороны Запада. Пока это не случилось, покаяние принимается, однако при наступлении времени, когда солнце взойдет со стороны Запада, Тауба не принимается. Передал имам Муслим, что Пророк Мухаммад, мир Ему сказал:
«Аллаh примет покаяние того, кто совершает покаяние до того, как наступит время восхода солнца со стороны Запада»
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Мусульмане-грешники, совершившие большие грехи и умершие без покаяния, делятся на две группы. Одни получат прощение Аллаhа и войдут по Его Милости в Рай без мучений, а другие получат наказание в Аду на некоторое время за те поступки, которые совершили в этой жизни, а затем выйдут из ада и войдут в Рай, где будут жить вечно. Мусульманин-грешник вечно в аду не будет находиться, а неверующий, ушедший из этой жизни в состоянии неверия без Веры в Аллаhа и в Его Посланника, будет в Аду вечно.
Передал имам Аль-Бухарий, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
«Выйдет из ада тот, кто произнес «Ля 'иляhа 'илля-ллаh» и в его сердце есть основа Веры»
Тот, кто произнес «Ля 'иляhа 'илля-ллаh» и на самом деле у него есть эта основа Веры, тот - мусульманин. Даже если он совершал разные грехи и был за них наказан, он выйдет из ада. Такой человек не останется в аду навечно. Он выйдет из ада, так как у него была основа Веры, которая стала причиной спасения от вечного наказания. Есть другой Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему:
«Воистину, Аллаh не дал быть вечно в аду тому, кто произнес «Ля иляhа илля-ллаh» искренне, и был правдив в своем убеждении»
«Воистину, Аллаh не простит того, кто приписывает Ему соучастников, кто не верит в Него, как передано Пророком Мухаммадом, мир Ему, но простит того, кого Он хочет, из верующих грешников».(Сура 4 «Ан- Ниса'», Аят 48)
«Воистину, Аллаh не простит того, кто приписывает Ему соучастников, кто не верит в Него, как передано Пророком Мухаммадом, мир Ему, но простит того, кого Он хочет, из верующих грешников».(Сура 4 «Ан-Ниса'», Аят 48)
Не терять надежду
Аллаh-Всемилостивый и Всепрощающий. Сколько бы в жизни не преступал человек Шари'ат, он не должен терять надежду на Милость Aллaha и Его прощение. Совершает грех тот, кто потерял надежду на прощение Всевышнего. В Суре «Аз-Зумар» сказано (значение Аята): «Скажи тем рабам, которые угнетали себя (то есть совершили грехи), чтобы они не теряли надежду на Милость Аллahа: воистину, Аллаh дарует прощение за все грехи (кроме греха неверия)».
Имамы Муслим и Аль-Бухарий передали правдивый Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, в котором рассказывается об одном мусульманине из семейства Пророка Я'куба, мир Ему. Этот мусульманин в свое время убил сто человек и задал вопрос теологу: «Примется ли у меня покаяние?». Теолог ответил: «Кто тебе запрещает совершить покаяние? Иди в местность, где есть благочестивые, поклоняющиеся и покорные Аллаhy Всевышнему люди, молись там и ни в коем случае не возвращайся туда, откуда пришел: оттуда, где есть вред, нарушение и совершение грехов». Он отправился в эту местность, но на половине пути внезапно умер. К нему подошли и ангелы Милости, и ангелы Мучения. Ангелы Милости сказали, что этот человек пришел с искренним покаянием и решительностью вести себя в жизни правильно, поэтому и хотели его забрать. А Ангелы Мучения тоже хотели забрать его, сказав, что этот человек не сделал ничего хорошего. Тогда появился ангел в образе человека и выступил между ними: «Измерьте расстояние от того места, откуда он вышел, до этого места, а отсюда до той местности, куда он направлялся. Какой отрезок будет короче, те и заберут его». Измерив, они увидели, что отрезок пути, куда он направлялся, -короче и тогда его забрали ангелы Милости. Аллаh простил этого человека.
Существует много рассказов о том, как люди, совершив покаяние, стали святыми, поэтому сколько бы ни было грехов, надо думать о том, как освободить себя от них.
Просим Аллаhа Всевышнего, чтобы мы были в числе тех, кто освобождает себя от грехов и нарушений, в числе следующих пути Пророка Мухаммада, мир Ему, и Его благочестивых сподвижников.
А.Хайбулаев

 

Яд... Каждый из нас знает, что яд - это вещество, которое может привести к нарушению жизнедеятельности организма: отравлению, интоксикации или заболеваниям. Но знает ли человек, что существует и другой яд: не материализованный, не являющийся веществом? Да, в нашей временной жизни он «течет ручьями», сокрушая тысячи и тысячи людей. Имя ему - грех. Он разъедает духовность человека, съедает его сердце, парализует стремление к добродетели. Грех особенно опасен тем, что может быть с начала малым, а в конце «пути» стать самым большим - неверием.
В этой статье мы рассмотрим не природу греха, а то, что нужно сделать верующему, если он совершил греховное деяние, каким образом очиститься от него, как исправить положение.
Человек попадает в грех тогда, когда совершает что-то, что противоречит законам, переданным Пророком Мухаммадом, мир Ему. В зависимости от совершенного поступка, грех может быть разным: малым или большим. Но вне зависимости от того, каков он, человек обязан немедленно, без промедления в нем покаяться. Об этом много сказано в Кур'ане, изречениях Пророка, мир Ему, а также существует единогласное заключение теологов Ислама. Приведем несколько Аятов из Кур'ана на эту тему.
Сура 66 «Ат-Тахрим», аят 8:
«О, те, которые уверовали! Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, и чтобы покаяние ваше было решительным и полным»
Сура 24 «Ан-Нур», аят 31:
В этом Аяте, Аллаh Всевышний повелел всем верующим быть богобоязненными и покаяться в грехах, так как это - путь к спасению 
Сура 11 «hуд», Аят 90:
«Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, воистину, Он Милостивый и Прощающий»
Сура 20 «Таhа», Аят 82:
 «Воистину Аллаh Всевышний  дарует прощение верующим, которые каются, они богобоязненны и совершают благочестивые деяния»
Искреннее покаяние - шанс исправиться и высвободить себя от оков греховности. Человек, пока пребывает в нем душа, пока не пришел ангел смерти, должен воспользоваться этим, ему надо успеть. Очень часто в это «дело» вмешивается шайтан, который наущает человека словами: «Ты уже совершил слишком много грехов. Ты совершишь их и в будущем: так для чего каяться?». Это - обман, и человеку нужно быть внимательным. Сколько бы не было совершено грехов, пока человек жив, у него есть возможность исправить ситуацию и вновь идти по праведной стезе. Пророк, мир Ему, говорил. «Тот, кто совершает искреннее покаяние от своих грехов, как будто бы их не совершал».
Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: (значение Хадиса): «Раб совершил грех и обратился к Аллаhу с покаянием за этот грех. Аллаh сказал, что означает: «Раб знал, что есть Господь, Который может простить грех и может наказать за него. И Аллаh Всевышний простил его». И снова он совершил грех и просил у Аллаhа прощение. Аллаh сказал, что означает: «Человек знал, что есть Аллаh, Который может наказать и может простить, и раз человек обратился с просьбой о прощении, Аллаh даровал ему прощение». Этот Хадис передали Аль-Бухарий и Муслим.
Помимо шайтана еще одним врагом мусульманина является беспечность. Она выражается в том, что человек занят совершением грехов. Он не контролирует себя, не думает, грех ли тот или иной поступок, не разбирает, что дозволено, а что нет. Ведя такой беспечный образ жизни, он привыкает к грехам и не замечает, как они накапливаются. Беспечность, если ее не побороть, может привести к печальному результату, когда человек дойдет до того, что будет совершать неверие, а ему будет все равно. Это страшный исход человеческой жизни. А Богобоязненный человек отличается от других людей тем, что он волнуется, боится, старается не повторять согрешение и совершает искреннее покаяние. Именно об этом сказано в Хадисе, переданном имамом Аль-Бухарий:
«Богобоязненный верующий - тот, который смотрит на свой грех и видит его как будто это гора, которая может упасть на него»
Виды покаяния
Теперь поговорим о том, какие виды покаяния существуют, что они представляют собой, а также об условиях покаяния.
Существуют три вида Тауба (покаяния): полное, неполное и несовершенное.
Полное покаяние - это отказ от совершения всех грехов и нарушений. Например, если человек пил спиртное, совершал прелюбодеяние, употреблял то, что запрещено, лжесвидетельствовал и т.п., а затем покаялся во всех грехах и больше не возвратился к их совершению. Это есть полное покаяние. Неполное покаяние - это покаяние только в некоторых грехах, а не во всех. Несовершенное покаяние. Это когда человек совершает покаяние, но потом опять повторяет этот же грех. Кто хочет спастись от мучений в могиле и в аду, пусть сделает искреннее, полное и совершенное покаяние, ради Аллаhа, и сохранит его до самой смерти.
Условия покаяния
Для того, чтобы покаяние было принято Аллаhом Всевышним, необходимо выполнение нескольких условий.
Первое - прекратить совершение греха. Например, если человек пьет спиртное или совершает прелюбодеяние, он должен прекратить совершение этого, чтобы покаяние было принято Аллаhом. Если же он просто говорит: «О, Боже мой, прости меня», или «Астагфируллаh», а сам продолжает совершать этот грех , это не считается покаянием.
Второе - решительный отказ от повторения грехов. Это чувство должно возникнуть у человека в сердце, то есть, чтобы он намерился не повторять этот грех. Если у него была такая решительность, и он совершил покаяние, но затем ослаб и повторил этот грех, это не означает, что его предыдущее покаяние не было принято. Покаяние было принято, но за то, что опять сдался и нарушил, ему записывается новый грех и вновь нужно покаяться.
Третье - сожаление, раскаяние, обвинение самого себя в совершенных грехах. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Сожаление - есть покаяние».
Четвертое - если грех был связан с правами какого-либо человека, необходимо вернуть то, что отобрал или попросить прощение у того, у кого украл. Это нужно для того, чтобы полностью освободиться от этого греха. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал (значение Хадиса): «Если у кого-то из вас есть грехи, связанные с правами другого человека, то пока не наступило время, когда не поможет ни дирhам, ни динар, пусть просит у него прощение и освободится от этого греха».
То есть, если кто-то обидел кого-то, то пока они оба живы, пусть попросит у него прощение, а если украл что-то, то пусть возвратит украденное. А если не может - пусть попросит прощение.
Пятым условием является покаяние до наступления момента смерти. Будет поздно для желающего сделать покаяние, когда нет никакой надежды возвращения к жизни. На арабском это называется «гаргара» - когда душа дойдет до горла и наступит момент выхода из тела. Не принимается покаяние того, кто решил каяться в этот момент. Известна история фараона, который захотел принять Ислам и уверовать в сказанное Пророком Моисеем, мир Ему, когда тонул в море и понял, что уже нет надежды на спасение. Но было поздно, и он умер неверующим. Передал имам Ат-Тирмизий, что Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:
«Воистину Аллаh примет покаяние человека, пока не наступит момент смерти»
Также является условием покаяться до восхода солнца со стороны Запада. Передал Ибн Хиббан, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«На Западе есть Врата, созданные Аллаhом Всевышним. Это - Врата покаяния. Их ширина семьдесят лет и они не закроются, пока не наступит время, когда с этого места взойдет солнце»
Одним из больших признаков Конца Света будет восход солнца со стороны Запада. Пока это не случилось, покаяние принимается, однако при наступлении времени, когда солнце взойдет со стороны Запада, Тауба не принимается. Передал имам Муслим, что Пророк Мухаммад, мир Ему сказал:
«Аллаh примет покаяние того, кто совершает покаяние до того, как наступит время восхода солнца со стороны Запада»
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Мусульмане-грешники, совершившие большие грехи и умершие без покаяния, делятся на две группы. Одни получат прощение Аллаhа и войдут по Его Милости в Рай без мучений, а другие получат наказание в Аду на некоторое время за те поступки, которые совершили в этой жизни, а затем выйдут из ада и войдут в Рай, где будут жить вечно. Мусульманин-грешник вечно в аду не будет находиться, а неверующий, ушедший из этой жизни в состоянии неверия без Веры в Аллаhа и в Его Посланника, будет в Аду вечно.
Передал имам Аль-Бухарий, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
«Выйдет из ада тот, кто произнес «Ля 'иляhа 'илля-ллаh» и в его сердце есть основа Веры»
Тот, кто произнес «Ля 'иляhа 'илля-ллаh» и на самом деле у него есть эта основа Веры, тот - мусульманин. Даже если он совершал разные грехи и был за них наказан, он выйдет из ада. Такой человек не останется в аду навечно. Он выйдет из ада, так как у него была основа Веры, которая стала причиной спасения от вечного наказания. Есть другой Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему:
«Воистину, Аллаh не дал быть вечно в аду тому, кто произнес «Ля иляhа илля-ллаh» искренне, и был правдив в своем убеждении»
«Воистину, Аллаh не простит того, кто приписывает Ему соучастников, кто не верит в Него, как передано Пророком Мухаммадом, мир Ему, но простит того, кого Он хочет, из верующих грешников».(Сура 4 «Ан- Ниса'», Аят 48)
«Воистину, Аллаh не простит того, кто приписывает Ему соучастников, кто не верит в Него, как передано Пророком Мухаммадом, мир Ему, но простит того, кого Он хочет, из верующих грешников».(Сура 4 «Ан-Ниса'», Аят 48)
НЕ ТЕРЯТЬ НАДЕЖДУ
Аллаh-Всемилостивый и Всепрощающий. Сколько бы в жизни не преступал человек Шари'ат, он не должен терять надежду на Милость Aллaha и Его прощение. Совершает грех тот, кто потерял надежду на прощение Всевышнего. В Суре «Аз-Зумар» сказано (значение Аята): «Скажи тем рабам, которые угнетали себя (то есть совершили грехи), чтобы они не теряли надежду на Милость Аллahа: воистину, Аллаh дарует прощение за все грехи (кроме греха неверия)».
Имамы Муслим и Аль-Бухарий передали правдивый Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, в котором рассказывается об одном мусульманине из семейства Пророка Я'куба, мир Ему. Этот мусульманин в свое время убил сто человек и задал вопрос теологу: «Примется ли у меня покаяние?». Теолог ответил: «Кто тебе запрещает совершить покаяние? Иди в местность, где есть благочестивые, поклоняющиеся и покорные Аллаhy Всевышнему люди, молись там и ни в коем случае не возвращайся туда, откуда пришел: оттуда, где есть вред, нарушение и совершение грехов». Он отправился в эту местность, но на половине пути внезапно умер. К нему подошли и ангелы Милости, и ангелы Мучения. Ангелы Милости сказали, что этот человек пришел с искренним покаянием и решительностью вести себя в жизни правильно, поэтому и хотели его забрать. А Ангелы Мучения тоже хотели забрать его, сказав, что этот человек не сделал ничего хорошего. Тогда появился ангел в образе человека и выступил между ними: «Измерьте расстояние от того места, откуда он вышел, до этого места, а отсюда до той местности, куда он направлялся. Какой отрезок будет короче, те и заберут его». Измерив, они увидели, что отрезок пути, куда он направлялся, короче и тогда его забрали ангелы Милости. Аллаh простил этого человека.
Существует много рассказов о том, как люди, совершив покаяние, стали святыми, поэтому сколько бы ни было грехов, надо думать о том, как освободить себя от них.
Просим Аллаhа Всевышнего, чтобы мы были в числе тех, кто освобождает себя от грехов и нарушений, в числе следующих пути Пророка Мухаммада, мир Ему, и Его благочестивых сподвижников.