Аллаh существует без места, доказательство этому

Аллаh не нуждается в созданном: ни в чем и ни  в ком. Аллаh  не нуждается ни в месте, ни в направлении, ни в чем-либо другом.

Достаточное доказательство этому приведено в Аяте из Кур`ана (Сура «Аш-Шура», Аят 11):

(لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ)

/Лейса камислиhи шэй`ун /

Это означает: «Нет ничего подобного Ему».

Если у Аллаhа было бы место, то соответственно было бы  подобие Ему и границы: длина, ширина, высота, это – абсурд. Кто обладает этими параметрами, тот создан и нуждается в том, кто ему их определил, следовательно, нуждающийся не является Богом. Это доказательство взято из Кур`ана.

Так же имеется доказательство из Хадиса, который передали Аль-Бухарий, ибн Аль-Джаруд, Аль-Байhакый по достоверной непрерывной цепочке от Пророка Мухаммада, мир Ему:

كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ

/ Кяналлаhу уа лям якун шэй`ун гойруhу/

«Аллаh был Вечно и ничего не было кроме Него», – не было  воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсия, Аль-‘Арша,  людей,  джиннов, Ангелов, времени, места.... Он существовал до создания места. Аллаh создал место и не нуждается в нем.

Имам Аль-Байhакый в своей книге «Аль-Асма`у уас-Сыфат» (Имена и Сыфаты) говорил:

«اسْتَدَلَّ بَعْضُ أَصْحَابِنَا فِي نَفْيِ المَكَانِ عَنْهُ بِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم:

أَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَىْءٌ وَأَنْتَ البَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَىْءٌ،

وَإِذَا لَمْ يَكُنْ  فَوْقَهُ شَىْءٌ وَلا دُونَهُ شَىْءٌ لَمْ يَكُنْ فِي مَكَان»

/`Истадалля ба‘ду `асхабина фи нафйиль-макяни ‘анhу бикаулин-набиййи солляллаhу ‘аляйhи уа саллям коля: «`Антаз-Заhиру фаляйса фаукокя шяй`ун уа `Анталь-Батыну фаляйса дунакя шяй`ун», уаза лям якун фаукаhу шяй`ун уа ля дунаhу шяй`ун лям якун фи макян/

Это означает: «Некоторые Исламские ученые для доказательства того, что Аллаh существует без места, взяли слова Пророка Мухаммада, мир Ему, где Он говорил: «О Аллаh, Ты – Аз-Заhир[1], и Тебе не присуще «над»; Ты – Аль-Батын[2], и Тебе не присуще «под».

Ученые объяснили: « Кому не присуще ни «над», ни «под», Тот существует без места».

Приведем еще одно доказательство, которое направлено против неверных высказываний тех, кто приписывают Аллаhу направление.

Сказал ‘Али ибн Абу Толиб:

«كَانَ اللهُ وَلا مَكَان وَهُوَ الآنَ عَلى مَا عَلَيْهِ كَان»

яналлаhу уа ля макян уа hууаль-`аана ‘аля ма ‘аляйhи кян/

Это означает: «Аллаh был без места и без образа до создания Им места, и сейчас Он существует таким, каким и был», т.е. без места. Передал имам Абу Мансур Аль- Багдадий.

Потому что тот, кто имеет границу или направление – нуждается в том, кто определил их ему, и, конечно же, не может быть Богом.

Вера не основывается на иллюзиях и на воображении, а опирается на здравомыслящий ум, который является осмысленным свидетелем и подтверждает Законы Бога.

Поскольку истинно и правильно существование Аллаhа без места и направления до их создания, то также истинно и правильно существование Аллаhа после создания их: без места и без направления. Это не отрицает Его существования, как предполагали ваhhабиты[3].

Кто говорит, что Аллаh в каждом месте или везде, тот- кяфир, если он понимает под этими словами, что Аллаh вселяется в какое-либо место. А если под этими словами он понимает, что Аллаh властвует над всем или знает обо всем, то он не попадает в куфр. Необходимо запрещать произнесение таких слов в любом случае.

Мы обращаем ладони к небесам при чтении Ду‘а, потому что оттуда спускается милость и благословение. Это не означает, что Аллаh находится там. При чтении Намаза направляемся в сторону Ка‘бы, потому что Аллаh повелел нам это, но это вовсе не означает, что Аллаh находится там.

Кто думает, что Аллаh имеет границу или занимает место, тот- кяфир. Кто думает, что Аллаh как воздух или как свет заполняет мечети, место или комнаты, тот – кяфир. Мы называем мечети «Бейтуллаh» не потому, что Аллаh там якобы находится, как полагают некоторые, а потому, что мы там поклоняемся Аллаhу.

Кто говорит, что Аллаh находится в сердцах святых верующих (аулия), тот попадает в куфр, если понимает под этим вселение.

Смысл вознесения Пророка Мухаммада, мир Ему, на небеса было не приближение к Аллаhу по расстоянию. Отступает от Веры тот, кто так думает. А целью вознесения Пророка, мир Ему, было Его возвеличивание и показ Ему чудес, находящихся на небесах, и видение Аллаhа сердцем, без места, без образа и направления.

Сказано в Кур`ане:

(ثُمَّ دَنَا فَتَدَلَّى فَكَانَ قَابَ قَوْسَيْنِ أَوْ أَدْنَى)

/Сумма дана фатадалля факяна коба коусайни `ау `адна/

Это означает: «Ангел Джибраиль, мир Ему, приблизился к Пророку Мухаммаду, мир Ему, на очень близкое расстояние». Пророк увидел Ангела Джибраиля, мир Им, таким, каким Аллаh создал Его: у Ангела Джибраиля было шестьсот крыльев. Он настолько большой, что своими крыльями  закрыл  пространство от востока до запада.

Сказано в Кур`ане (Сура «Ан-Наджм», Аят 13,14):

(وَلَقَدْ رَءَاهُ نَزْلَةً أُخْرَىعِندَ سِدْرَةِ المُنْتَهَى)

/Уа лякод ро`аhу назлятан ухра ‘инда сидратиль-мунтаhа/

Это означает: «Пророк Мухаммад второй раз увидел Ангела Джибраиля, мир Им, в его настоящем образе. Это случилось у дерева «Сидрат аль-Мунтаhа» на Седьмом небе[4]».

Приведем Хадис из книги «Сахих Муслим», где сказано, что один человек пришел к Пророку Мухаммаду, мир Ему, чтобы узнать, как поступить со своей рабыней, он сказал: «О Посланник Аллаhа! Освободить ли ее?» Пророк, мир Ему, требовал привести ее. Когда она пришла, Пророк, мир Ему, спросил: «Где величие Аллаhа?» Она ответила: «На небе». Пророк, мир Ему, спросил: «Кто я?» Рабыня ответила: «Ты – Посланник Аллаhа». Тогда Пророк, мир Ему, сказал хозяину: «Освободи ее, она – верующая». (Этот Хадис относится к Хадисам, которые имеют разные тексты и разные цепочки передач, и называется «Мудториб»). Из других передач: когда Пророк, мир Ему, спросил ее: «Свидетельствуешь ли ты, что нет божества кроме Аллаhа, и я – Посланник Аллаhа?» Она ответила: «Да». Конечно, здесь понимается, что Пророк, мир Ему, ожидал от нее положительный ответ.

Этот Хадис не означает, что Аллаh находится на небесах или над ними, как думают некоторые неверующие, он означает что Аллаh властвует над всем.

Передал Аль-Бухарий, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ فِي صَلاتِهِ فَإِنَّهُ يُنَاجِي رَبَّهُ فَلا يَبْصُقَنَّ فِي قِبْلَتِهِ

وَلا عَنْ يَمِينِهِ فَإِنَّ رَبَّهُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ قِبْلَتِهرَوَاهُ البُخَارِي

/`Иза кяна `ахадукум фи солятиhи фа`иннаhу юнаджи Роббаhу фаля ябсуканна фи кыблятиhи уа-ля ‘ан йаминиhи фа`инна Роббаhу байнаhу уа байна кыблятиhи/

Что означает: «Когда кто-то из вас молится, он обращается к Богу, и пусть он не плюет в сторону Кыблы и правее от нее, так как он обращается к Богу».

Цепочка последовательности этого Хадиса сильнее, чем цепочка последовательности предыдущего, и мы говорим тому, кто упорствует: «Если ты объясняешь первый и второй Хадисы по внешнему виду, то это нарушает твое убеждение в том, что Аллаh – на небесах, а если в первом Хадисе не разясняешь слова- омонимы, а во втором даешь толкование слов-омнонимов, то твое положение будет подобно положению тех неверующих, которые верили в одно в своих книгах и отрицали другое, как сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Бакара», Аят 85):

(أفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْض)

/`Афату`минуна биба‘дыль-китаби уа такфуруна биба‘д/

Это означает: «Вы уверовали в одну  часть книги, и не уверовали в другую».

Мы говорим ему: «А что ты скажешь на этот Аят? (Сура «Аль-Бакара», Аят 115):»

(فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللهِ)

/Фа`айнама тууаллю фасамма уаджьhуллаh/

Это означает: «Куда бы вы не направились – там ваша Кыбла».

Передано от Муджаhида, ученика Ибн ‘Aббаса, который толковал в этом Аяте слово «Аль-Уаджh» – Кыбла (направление) для Намаза-нафль[5] при путешествии верхом. Мы говорим человеку, рассматривающему Хадис в буквальном смысле: «Почему ты дал толкование этому Аяту, а Хадис о рабыне рассмотрел в буквальном смысле. Таким образом, мы видим, что толкование священных текстов – серьезная наука, для изучения которой необходимы фундаментальные знания об Исламе.

Следовательно, при толковании необходимо опираться только на мнения авторитетных Исламских теологов, и знать как они толкуют тот или иной текст – в прямом или переносном значении.

Что касается Хадиса, переданного имамом Ат-Тирмизий:

الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمُ الرَّحْمنُ ارْحَمُوا مَنْ فِي الأَرْضِ

يَرْحَمْكُمْ مَنْ فِي السَّمَاءرَوَاهُ التِّرْمِذِي

/`Ар-Рохимуна ярхамуhумур-Рохману-рхаму ман филь-`арды ярхамкум ман фис-сама`/

Это означает: «Ар-Рохман» (Аллаh, Милостивый для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете)- смилуется над милосердными. Жители земли должны быть милосердными друг к другу и смилуются над ними те, кто на небесах (Ангелы)».

В другой передаче указывается: «Смилуются над вами жители небес». Этот Хадис объясняет первый, как передал в своей книге «Аль-Амали» имам Аль-Хафиз Аль-‘Иракий: «Лучше объяснить один Хадис другим Хадисом».

Нельзя говорить про Аллаhа, что Он – житель небес, ибо «жители небес» – это Ангелы. Если бы Аллаh был на небесах, как думают и говорят некоторые, то Он «толпился» бы вместе с Ангелами, а это – абсурд.

Сказано в одном из Хадисов:

مَا فِي السَّمَاءِ مَوْضِعُ أَرْبَعِ أَصَابِعَ إِلاَّ وَفِيهِ مَلَك

قَائِمٌ أَوْ رَاكِعٌ أَوْ سَاجِدٌ يَذْكُرُ اللهَ تَعَالى رَوَاهُ التِّرْمِذِي

а фис-сама`и мауды‘у `арба‘и `асоби‘а `илля уа фиhи малякун ко`имун `ау раки‘ун `ау саджидун язкуру-ллаhа Та‘аля /

Что означает: «Нет на небесах свободного места даже в четыре пальца, так, как там Ангелы, которые молятся стоя, или в поясном поклоне, или в суджуде[6], упоминая и восхваляя Бога Всевышнего».

 


[1] Аз-Заhир – т.е все что вошло  в бытие доказывает существование Всемогущего Аллаhа не имеющего какой-либо недостаток.

[2] Аль-Батын –  т.е сущность не постижима разумом не достичь Его ни в мыслях ни в иллюзиях.

[3]Ваххабиты (ваххабиты) – последователи учения Мухаммада ибн ‘Абд аль-Ваhhаба, которые обманывают людей называя себя салафитами последователи трех первых веков миссии Пророка, мир Ему). Ваххабиты считают, что Аллаh это объект, имеет органы, занимает место где-то вверху т.е  уподобляют Аллаhа созданным.

[4] Другое толкование этого Аята: «Пророк Мухаммад, мир Ему, увидел Своего Господа второй раз (без образа, без места и направления). Это произошло у дерева «Сидрат аль-Мунтаhа» на седьмом небе»

[5] Нафль – то, что делается из одобренного сверх того, что является обязанностью. Например дополительный Намаз

[6] Земной поклон,  при котором лоб прижимается к полу