Единственность Аллаhа в Его делах

Передано от имама Аль-Джунайда, имам суфистов на вопрос о Единобожии ответил: «Уверенность, с утверждением без сомнения». Когда его попросили разъяснить это, он ответил, что Единсвенный Создатель предметов и действий – Аллаh.
Сказано в Кур`ане (Сура «Ас-Соффат», Аят 96):
وَاللهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
Уаллаhу холякокум уа ма та‘малюн
Это означает: «Аллаh создал вас и все, что вы делаете».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
إِنَّ اللهَ صَانِعُ كُلِّ صَانِعٍ وصَنْعَتِهِرَوَاهُ الحَاكِمُ وَالبَيْهَقِي
`Инналлаhа сони‘у кулли сони‘ин уа сон‘атиhи
«Аллаh – Создатель каждого действующего и его действия».
Этот Хадис передали Аль-Хаким, Аль-Байhакый и ибн Хиббан от Хузайфа.
Рабы Божьи ничего не создают из своих действий, а лишь приобретают их.
Сказано в Кур`ане (Сура «Ар-Ра‘ад», Аят 16):
اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ
Аллаhу Холику кулли шяй`ин
Это означает: «Аллаh – Создатель всего».
Хвала Аллаhу, создавать присуще только Ему. В создания входят абсолютно все: предметы, действия, дела, движения, покой, (все что имеет начало). Создавать – значит давать бытие после небытия.
Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 162):
قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي للهِ رَبِّ العَالَمِينَ
/Куль `инна соляти уа нусуки уамахья-я уа мамати лилляhи Роббиль-‘алямин/
Это означает: «Скажи: Мои Намазы, моя покорность, моя жизнь и смерть созданы Аллаhом – Господом миров».
Аллаh – Создатель жизни и смерти. Он – Создатель произвольных, добровольных действий, как Намазы и покорность. Тем более, Он – Создатель непроизвольных действий, как жизнь и смерть. Произвольные действия отличаются тем, что они приобретены нами, и мы отвечаем за них.
Приобретение – это действия раба, за которые он будет вознагражден или будет отвечать в Судный День. Это направление человеком своей воли и желаний к действию, которое создается Аллаhом. Раб приобретает свои действия, а Аллаh – Создатель этих действий. Это один из самых тонких вопросов в этой науке. Обязательно надо помнить о том, что все создает Аллаh, и все происходит по Его Воле.
Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Бакара», Аят 286):
لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
Ляhа ма кясабат уа ‘аляйhа мактасабат
Это означает: «Человек получает вознаграждение за то, что он приобрел из добра, и отвечает за то, что он приобрел из зла».
Над человеком нет насилия, потому что насилие исключает несение ответственности. Это – правдивый путь, далекий от насилия и самостоятельности. Совершает куфр тот, кто говорит, что раб создает свои действия, как говорят му‘тазиля.
Как сказал имам ибн ‘Аббас, да благословит его Аллаh, что слова людей аль-кадарийя – куфр. Сказал Абу Юсуф: «У му‘тазиля нет веры». Абу Мансур Ат-Тамими в книге «Аль-фарку бaйнaль-фирак», («Различие между течениями») охарактеризовал их как язычников. Ибн Хаджар похвалил Абу Мансура следующими словами: «Сказал великий имам, имам наших сподвижников Абу Мансур Аль-Багдадий[1]». Не обращайте внимания на тех, которые были позднее и утверждали, что му‘тазиля не кaфиры. Передал Абу Мансур Аль-Багдадий от имамов в своей книге «Основы религии», а также в книге «Имена и Сыфаты», что му‘тазиля – кaфиры. Сказал имам Аль-Багдадий в книге «Имена и Сыфаты»: «Наши ученые единогласно подтвердили, что му‘тазиля – кaфиры». Здесь имеются в виду ученые Аш‘ариты[2] и Шафи‘иты. Имам Ибн Хаджар передал, что имам Аль-Багдадий – авторитетный ученый среди шафи‘итов. Он известен среди ученых по Фик[3], Основам Веры и по истории Ислама. Кто хочет убедиться в этом, пусть ознакомится с его книгами.
 
 

[1] Абу Мансур Аль-Багдадий, он же Абу Мансур Ат-Тамими
[2] ‘Ашариты – последователи имама Аш‘ари.
[3] Фикh – исламское законоведение.