Тринадцать из сыфатов Аллаhа, значение которых должен знать каждый мукалляф

Все Исламские ученые науки о единобожии, единодушно утверждали, что каждый мукалляф должен знать значение следующих тринадцати из Сыфатов Аллаhа:

الوجُودُ –Существование.

القِدَمُ – Вечность без начала.

الوَحْدَانِيَّة – Единственность.

القِيَامُبِنَفْسِهСуществование не нуждаясь ни в ком и ни в чем.

البَقَاءБесконечность.

القُدْرَةМогущество.

الإِرَادَةВоля.

الحَيَاةЖизнь.

العِلْمُЗнание.

الكَلامРечь.

السَّمْعВсеслышание.

البَصَرВсевидение.

المُخَالَفَةُلِلْحَوَادِثِОтличие от созданных.

Нельзя приписывать Аллаhу противоположное этим Сыфатам. Эти Сыфаты многократно перечислены в Кур`ане и в Хадисах. По единогласному подтверждению Исламских ученых, смысл Сыфатов должен знать каждый мукалляф.

 

الوُجُودُ Существование

Аллаh существует. Нет сомнения в Его существовании. Аллаh существует и никто не дал Ему это существование, и Его существование не похоже на существование созданных.

القِدَمُ Вечность без начала

Аллаh существует без начала. Он был вечно.

Доказательство этого: если бы Аллаh имел начало, то Он нуждался бы в том, кто его создал, а это – абсурд. Отсюда следует, что Его существование вечно.

البَقَاء Бесконечность

Аллаh существует бесконечно и никто не дал Ему это. Рай и Ад – бесконечны, но не сами по себе, а потому, что так хотел Аллаh.

السمْع Всеслышание

Аллаh слышит все звуки, но не так, как мы. Аллаh слышит, не нуждаясь в органах слуха. Всеслышание Аллаhа ни на что не похоже и не имеет ни начала, ни конца.

Доказательство этого: если бы у Аллаhа не было такого Сыфата, то Ему была бы присуща глухота, а глухота – недостаток. Аллаhу не присущи недостатки, так как это абсурд по отношению к Нему. Тот, кто говорит, что Аллаh слышит с помощью органов слуха, тот – кяфир.

البَصَرВсевидение

Аллаh видит все существующее, но без помощи органов зрения, так как органы – это свойства созданных.

Доказательство этого: Если бы у Аллаhа не было такого Сыфата, то Он был бы невидящим. Слепота – это недостаток. Аллаhу не присущи недостатки, так как это абсурд по отношению к Нему. Кто говорит, что Аллаh – слепой, тот – кяфир.

Доказательство Сыфатов «Всеслышание» и «Всевидение» из Кур`ана (Сура Аш-Шура, Аят 11):

(وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِير)

/Уа hуас-Сами‘у-ль-Басыр/

Это означает: «Он – Всеслышащий и Всевидящий».

Также является доказательством этого Сыфата, Хадис, переданный имамом Ат-Тирмизий, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, перечислил Имена Аллаhа, среди этих Имен Ас-Сами‘уль-Басыр – «Всеслышащий и Всевидящий».

الكَلام  Речь

Аллаh говорит, но Его речь не подобна нашей. Речь Аллаhа не имеет ни букв, ни звуков, ни голоса, ни языка. Речь Аллаhа Вечна без начала и без конца, и не похожа на речь созданных.

Мы верим, что Пророк Муса, мир Ему, слышал Речь Аллаhа без букв и без звуков. На Том Свете верующие увидят Аллаhа без места, образа и направления. Он не похож ни на кого и ни на что.

Слово «Кур`ан» имеет два значения:

  • Ниспосланные произношения
  • Вечная Речь Аллаha. Она не имеет ни букв, ни голоса, ни звука – это ни арабский, ни какой-либо другой язык.

Когда мы говорим «Речь Аллаhа» и подразумеваем под этим ниспосланные произношения, такие как, – Кур`ан – на арабском, Тора – на иврит, Инджиль – на арамейском, состоящие из букв и звуков, то Они созданы Аллаhом и ниспосланы на разных языках. Мы называем их «Калямуллаh» – «Речь Аллаhа», потому что она не придумана ни Ангелом, ни человеком. А ниспосланные Писания – выражают вечный Сыфат Аллаhа «Речь», которая не является ни языком, ни буквой. Эти два значения (Вечный Атрибут Аллаhа и ниспосланные произношения) мы называем «Калямуллаh». Эти два вида определения являются истинными, так как истина бывает с точки зрения языка, или Шари‘ата, или то, что общепринято и известно среди людей. Например, слово «Аллаh» сообщает нам о существовании Создателя, без начала и конца. Когда говорим: «Мы поклоняемся Аллаhу», то имеем в виду поклонение Самому Аллаhу, а не этому слову, которое мы написали, или произнесли. Если, например, пишут слово «Аллаh» и спрашивают: «Что это?». То мы отвечаем: «Аллаh». Это значит, что эти буквы обьясняют нам, что Создатель есть и это не значит, что эти буквы – сам Аллаh, которому мы поклоняемся.

الإِرَادَةВоля

Этот Сыфат обязательно присущ Аллаhу. Этот Сыфат вечный без начала и без конца. Этим Сыфатом Аллаh определяет «возможному» бытие вместо небытия. Аллаh определяет этим Сыфатом «возможному», что бы оно имело какие-то качества вместо других.

Доказательство этого: если бы не было у Аллаhа такого Сыфата, то не было бы этого мира и всего созданного, потому что вселенная является «возможно существующей», а не «обязательно существующей». Этот мир появился по Определению Создателя, который дал этому миру бытие вместо небытия. Отсюда следует, что у Аллаhа есть Воля. Все, что происходит в мире, происходит по Воле Аллаhа: Вера или неверие, добро или зло, соблюдение Шари‘ата или совершение грехов, счастье или горе.

Доказательство этого: если бы что-либо происходило в Его владениях из того, чего Аллаh не хотел, то это указывало бы на слабость. А слабость – это недостаток. Аллаh превыше всех недостатков. Аллаh знал все, – что было, есть и будет, и хотел чтобы оно было. Аллаh знал все чего не будет и не хотел этого, т.е. Сыфат Аллаhа «Воля» связан с Сыфатом Аллаhа «Знание», а не повелением.

Доказательство этого: Аллаh повелел Пророку Ибраhиму, мир Ему, принести в жертву своего сына Исма‘ила, но не хотел, что бы это произошло. Если кто-то спрашивает: «Как Аллаh приказывает то, чего не хочет, чтобы оно было?» На эти слова мы отвечаем: «Аллаh может приказывать то, чего не хотел, что бы оно было. Аллаh знал происхождение грехов человека и запретил ему совершать их».

القُدْرَةМогущество

Аллаh имеет Могущество над всем. В понятие «все» входит то, что «возможно представить его бытие или небытие», не связано с абсурдом, так как абсурд это то, что невозможно представить его бытие. На вопрос атеистов: «Может ли Аллаh создать подобного Себе?», – отвечаем: «Это противоречит здравому смыслу, так как только Аллаh Вечен без начала, и Ему не присуще появление. Если бы был подобный Ему, то тоже был бы Вечным без начала. Кто Вечен без начала, тот не является созданным». Поэтому на их вопрос не отвечаем ни «Да», ни «Нет».

Пример для понимания: Не говорят же: «Камень – знающий или не знающий», Аллаh властвует над всеми созданными, то есть Его Всемогущество над всеми созданными.

العِلْمЗнание

Знание Аллаhа – вечное, без начала и без конца. Аллаh Всезнающий. Он знает о Себе, о Своих Сыфатах и знает о том, что создает. Его Знание не обновляется. Если бы у Аллаhа были созданные Сыфаты, то это противоречило бы Его Вечности без начала. Некоторые неправильно толкуют  Аят 66, Суры «Аль-Анфаль» и приписывают неверный смысл этому Аяту:

]الآن خَفَّفَ اللهُ عَنْكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًا[

/`Аль-аана хоффафаллаhу ‘анкум уа ‘алима `анна

фикум до‘фан/

Истинное значение этого Аята: «Сейчас Аллаh дал вам облегчение и знал, что у вас слабость». То есть Аллаh знал Вечно, что вы слабы и сейчас дал вам облегчение. В этом Аяте словоعَلِمَ «знал» не связано со словом الآنَ «сейчас».

А также в Суре «Мухаммад», Аят 31 сказано:

]وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ المُجَاهِدِينَ مِنْكُمْ وَالصَّابِرِينَ[

/Уа лянаблюуаннакум хатта на‘лямаль-муджяhидина минкум уас-собирин/

Это означает: «Аллаh ниспошлет вам испытания, что бы вы распознали среди вас терпеливых, прилагающих усилия и усердствующих искренне ради Него».

Аллаh Всезнающий. Он знал все наши поступки до того, как создал нас. Это передал имам Аль-Бухарий от Абу ‘Убайды Ма‘мара ибн Аль-Мусанна.

Такое же значение имеет Аят 37 Суры «Аль-Анфаль»:

]لِيَمِيزَ اللهُ الخَبِيثَ مِنَ الطَّيِّبِ[

/Лиямизаллаhу-ль-хабиса минат-тоййиб/

Это означает: «Аллаh отличил праведных от неправедных».

الحَيَاةЖизнь

Аллаh – Живой. Жизнь Создателя не похожа на жизнь созданных. Его Жизнь – без начала и конца, без души, без крови. Доказательством того, что Аллаhу обязательно присуща Жизнь, является существование этого мира. Если бы Он не был живым, то ничего бы не существовало из этого мира, но мир существует и в этом нет сомнений.

الوَحْدَانِيَّةЕдинственность

Аллаh – Единственный Создатель. Он – Один, но не в значении числа, так как число «один» можно разделить или умножить и т.п. Аллаh Один, то есть Бог не имеет сотоварищей. Аллаh Един – не делим, Он не тело.

القِيَامُبِالنَّفْس Существование не нуждаясь ни в ком и ни в чем

Аллаh существует Сам по Себе и не нуждается ни в ком и ни в чем, так как нужда отрицает вечность без начала. А Вечность Аллаhа без начала уже доказана.

المُخَالَفَةُ للْحَوَادِثОтличие от созданных

Аллаh не похож ни на кого и ни на что. Аллаh не занимает какое-либо место в пространстве и не имеет объем. Аллаh не тело и не качество созданных. Существуют такие качества как движение, покой, вкус, запах, цвет, соединение, разделение и так далее. Эти качества не являются каким-либо телом, но они присущи только созданным. Аллаh не похож на это.

Сказал имам Абу Ханифа:

«أَنَّى يُشْبِهُ الخَالِقُ مَخْلُوقَهُ»

/`Анна юшбиhуль-Холику махлюкоhy/

«Создатель не похож на созданных».

Сказал имам Абу Сулейман Аль-Хоттабий:

«إِنَّ الَّذِي يَجِبُ عَلَيْنَا وَعَلى كُلِّ مُسْلِمٍ أَنْ يَعْلَمَهُ أَنَّ رَبَّنَا لَيْسَ بِذِي صُورَةٍ وَلا هَيْئَةٍ، فَإِنَّ الصُّورَةَ تَقْتَضِي الكَيْفِيَّةَ، وَهِيَ عَنِ اللهِ وَعَنْ صِفَاتِهِ مَنْفِيَّة»

/`Инналлязи яджибу ‘аляйна уа ‘аля кулли муслимин `ан я‘лямаhу `энна Роббана ляйса бизи суратин уа ля hай`атин, фа`иннас-сурата тактадыль-кяйфиййята, уайа ‘анилляhи уаан сыфатиhи манфиййя/

Что означает: «Наша обязанность и обязанность каждого мусульманина – знать, что Аллаh не имеет ни фигуры, ни образа, так как фигура состоит из формы, а Аллаhу и Его Сыфатам это не присуще». Передал Аль-Байhакый в книге «Имена и Сыфаты».

Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахаyий из ученых третьего столетия hиджры, о которых сказано в Хадисе:

«خَيْرُ القُرُونِ قَرْنِي ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ »

/Хойруль-куруни корни суммаллязина йалюнаhум суммаллязина йалюнаhум/

Что означает: «Лучшее столетие, это в котором я живу, потом следующее, потом следующее», сказал:

«وَمَنْ وَصَفَ اللهَ بِمَعْنى مِنْ مَعَانِي البَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ»

/Уа ман уасофаллаhа би-ма‘нан мин ма‘аниль-башари факод кяфар/

Что означает: «Кто приписывает Аллаhу какое-либо из человеческих свойств, тот совершает куфр».